Профессор НГУ: Маркс — крупнейший философ, однако он допускал ошибки
Главные идеи Маркса вошли в арсенал общего исторического и социального знания, однако развитие социальных и исторических наук позволяют говорить о допущенных им ошибках, заявил доктор философских наук, профессор Новосибирского государственного университета Николай Розов 6 октября на Международной научной конференции «Научное наследие Маркса: современная цивилизация и капитализм», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
По мнению философа, ошибкой является пренебрежение открытой Гегелем особой онтологической сферой социального (включающей в себя семью, гражданское общество и государство). При этом Николай Розов отметил, что Маркс чувствует специфику социального, что отражается в некоторых его афоризмах. Например, при анализе категорий «товар» и «сущность человека» Маркс формулирует мысли об их природе как «совокупности общественных отношений», а это не что иное, как отдельная сфера бытия — социосфера. Профессор указал, что Маркс теряет эту мысль, когда говорит о философии в целом.
Также ошибкой назвал Николай Розов положение, при котором экономический базис определяет политическую и духовную надстройку, при этом докладчик отметил, что этот базис является одной из исключительно важных универсальных сфер, и сейчас это уже очевидно всем. Кроме экономоцентризма Маркса, на взгляд докладчика, есть и другие дефекты в теории Маркса.
Николай Розов отметил, что внутренний этический стержень философии Маркса — это борьба против несправедливости, и он по праву является пророком антикапитализма. Поэтому Маркс и марксизм не только не теряют, но сохраняют и даже периодически наращивают общественное, политическое и моральное признание, в том числе и в среде интеллектуалов.
Напомним, что 5–6 октября в Петербурге проходит Международная научная конференция, организованная Социологическим институтом Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, и посвященная 200-летию со дня рождения Карла Маркса. Цель конференции — обсуждение идей Маркса и проблем современного капитализма для понимания цивилизационного развития обществ в ХХ и XXI столетиях.
Николай Розов называет ошибкой положение Маркса о том, что экономический базис определяет политическую, культурную и прочую надстройку. Однако Маркс утверждал, что экономика (способ производства) определяет основы взаимоотношений людей. Но у него нигде нет утверждений, что экономика полностью определяет остальные сферы жизни людей.
Если бы так было, то не было бы революций, смены одной экономической формации другой и самому Марксу, в частности, не имело бы смысла заниматься революционной деятельностью.
Поэтому у Маркса не было той ошибки, в которой его упрекает Розов.