1. Культурная война
  2. События культурной жизни
Москва, / ИА Красная Весна

Связь времен: опубликовано видео исполнения «Памяти о Сталинграде»

Изображение: (cc) youtube
Цитата из видео исполнения симфонии «Память о Сталинграде», Композитор Тихон Хренников 2018 г.
Цитата из видео исполнения симфонии «Память о Сталинграде», Композитор Тихон Хренников 2018 г.

Видео исполнения симфонии «Память о Сталинграде» молодого композитора Тихона Хренникова, правнука выдающегося советского композитора Тихона Хренникова (1913 — 2007), опубликовано на сервисе YouTube, 23 декабря сообщает корреспондент ИА Красная Весна. Музыкальное произведение прокомментировал доктор музыковедения Георгий Бериашвили.

«Органичность связи времен в музыке Хренникова еще раз наводит на мысль о том, что тенденции, воспринятые от западного академического авангарда, начиная с 60-х годов, в российском (и советском) культурном пространстве, по большому счету, были и остались подражательным явлением. Хренников с ними как бы даже не спорит, а спокойно развивает свою линию», — сказал Бериашвили.

По мнению музыковеда, музыке Хренникова свойственна ясность, осмысленная тактика применения выразительных средств (от гармонического языка до оркестровки). Композитор хорошо чувствует современного человека, его жизненный пульс, считает исследователь. Тихон Хренников не пытается просто понравиться, комбинируя отработанные приемы и модели, как то делают очень многие сегодняшние композиторы, но ищет актуальный язык, способный пробудить образные ряды, волнующие «живо чувствующих и мыслящих людей».

Георгий Бериашвили отметил в произведении Тихона Хренникова «его органичную связь со всей толщей истории русской композиторской школы, в первую очередь, конечно, с советской школой (Шостаковича и др.), но также включая период 70-80-х годов, специфические приемы которого — коллаж, цитата, полистилистика — творчески ассимилированы и встроены в оригинальную симфоническую концепцию».

Музыкальная повествовательность, т. е. нарративность, остро проблематизированная академическим авангардом, в симфонии Хренникова «предстает перед нами во всей своей естественности, „без комплексов“, как природное свойство симфонического жанра». Работа композитора, тем самым, доказывает жизнеспособность этого жанра, возможность вливания в него свежего содержания и свежих конструктивных решений, выводящих его как из сферы нео-религиозного мистицизма, так и прочих форм «специфически музыкального ретроградного постмодернизма».

«Наконец, симфония Хренникова просто талантлива — талантлива по музыке, по построению формы, по сжатости и эффективности воплощения содержания», —закончил Бериашвили.

Напомним, 8 сентября 2018 года состоялась премьера симфонии «Память о Сталинграде» в рамках мероприятий ко Дню города в Москве.

Об истории создания и замысле музыкального произведения читайте интервью «Композитор Тихон Хренников: наше время починит музыка».