Ученые назвали отличия современных подростков от советских сверстников

Изображение: Соколов-Скаля П.П. Краснодонцы. 1948

Неготовность к принятию взрослых решений, отказ от ответственности, а также отсутствие образа будущего являются главными особенностями, отличающими современных российских подростков от советских сверстников. Об этом свидетельствуют результаты масштабного сравнительного исследования, проведенного учеными Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО), 15 июля сообщает РИА Новости.

Как отметили организаторы исследования, основное психологическое отличие нынешних российских подростков от подростков позднесоветских времен выявляется по объему ответственности, которую представители современной молодежи стремятся перекладывать на других.

По словам заведующей лабораторией научных основ детской практической психологии ПИ РАО Аллы Андреевой, «это свидетельствует не только об их неготовности к принятию важных жизненных решений, но и о том, что современное общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий».

При, этом, по словам ученого, современные подростки «рассматривают свой нынешний возраст как мораторий на принятие „взрослых“ решений, к которым они не готовы, говорят о том, что переживают сейчас лучшие годы своей жизни».

Как показало исследование, более 40% российских подростков предпочитают жить без будущего, в длящемся настоящем, что в свою очередь хорошо объясняет тенденцию затягивания подросткового периода.

Отмечается также, что современная молодежь в сравнении с подростками конца 80-х годов XX века, стала более амбициозной, имеющей более высокую самооценку и мотивацию личных желаний.

По словам исследователей, наличие идеологического фактора в советский период объясняло присутствие у советской молодежи сверхличной мотивации, что для современных подростков в большинстве своем несвойственно.

Что касается сравнений в образовательной сфере, то тут результаты исследования оказались противоречивыми. Ученые отметили, что в позднесоветское время учеба в школе в большей степени, чем сейчас, воспринималась с равнодушием, превратившись в «школьную скуку». Для современных подростков характерна большая любознательность и познавательная активность. Данный факт, по-видимому, имеет объективные причины и связан с особенностями современной информационной и социальной среды.

Напомним, исследование, проведенное ПИ РАО, носило сравнительно-исторический характер. Его целью являлось выявление изменений в культурном и социально-психологическом пространстве в разные исторические периоды.

В исследовании принимали участие подростки в возрасте 15–16 лет: 1974 и 2004 года рождения. Выявление психологических характеристик советских и российских подростков было проведено с разницей в 30 лет, в 1989 и в 2019 году.