В США рассекретили часть документов о политике блокады Кубы

Изображение: Юлия Комбакова © ИА Красная Весна
Америка. Санкции
Америка. Санкции

Официальные документы, излагающие попытки США сменить режим на Кубе при помощи торгового эмбарго, рассекретил Архив национальной безопасности США 3 февраля в 60-летнюю годовщину подписания президентом США Кеннеди документа о начале блокады, 3 февраля сообщает La Jornada.

Сборник опубликованных 3 февраля документов показывает эволюцию политики США, от частичного эмбарго президента Дуайта Эйзенхауэра до блокады, продвигаемой Кеннеди. Рассекреченные документы, показывают, что цель блокады Кубы состояла в том, чтобы сделать жизнь кубинского народа тяжелой, вызвать этим разочарование в коммунистическом правительстве, подорвать поддержку революции и сменить политический режим в Гаване.

Меморандум, подготовленный помощником госсекретаря по межамериканским делам Лестором Мэллори от 6 апреля 1960 года, резюмирует официальную позицию, на основе которой разрабатывалась политика блокады. Тема меморандума — «Упадок и падение Фиделя Кастро». Он перечисляет соображения о правительстве Кубы: во-первых, большинство кубинцев поддерживают Кастро; во-вторых, нет действенной политической оппозиции, внутри власти растет «коммунистическое влияние»; в-третьих, «воинственная» оппозиция Кастро служит продвижению коммунистического дела. Резюмируя эти соображения, предлагается лишить Кастро внутренней поддержки путем создания экономических трудностей вплоть до созданий условий для голода, чтобы отчаявшиеся люди свергли правительство.

Эйзенхауэр расширил торговые санкции против Кубы в октябре 1960 года, несмотря на опасения, что это может спровоцировать негативную реакцию со стороны Мексики, а также спровоцировать раскол в Организации американских государств. Его советники предлагали исключить лекарства и продукты питания из списка товаров для эмбарго, и этим успокоить общественное мнение США.

В феврале 1961 года, всего через месяц после того, как Кеннеди вошел в Белый дом, политическое давление с целью продления частичного торгового эмбарго его предшественника усилилось. Госсекретарь Дин Раск предложил свою оценку последствий введения полной торговой блокады, заключив, что запрет на импорт с Кубы поставит Кастро в невыгодное экономическое положение и перевесит любую политическую выгоду, которую Кастро мог бы получить, обвинив Соединенные Штаты в экономической агрессии.

Кроме того, Раск заверил Кеннеди, что блокада «окажет моральную поддержку и поощрение тем, кто сопротивляется режиму Кастро», и что это лучший вариант для подрыва правительства острова.

Двадцать лет спустя ЦРУ пришло к выводу, что по прошествии двух десятилетий санкции США против Кубы «не достигли ни одной из поставленных целей». ЦРУ указывает, что, хотя Вашингтон публично продвигает свою цель «по-настоящему свободной и независимой Кубы», реальной целью всегда было «отстранение Кастро от власти».