Сделка «вода в обмен на энергию» потребует единства Ближнего Востока — АSPI

Изображение: Алексей Боголюбов
В окрестностях Константинополя, 1856–1857 гг.
В окрестностях Константинополя, 1856–1857 гг.

Взаимосвязь между ухудшением климата и региональными конфликтами означает, что и то, и другое необходимо решать вместе, считает директор израильской компании EcoPeace Гидон Бромберг, пишет 16 февраля Австралийский институт стратегической политики (ASPI).

EcoPeace на Ближнем Востоке — неправительственная организация, которая сочетает в себе защиту окружающей среды и геополитику.

В конце 2021 года Израиль, Иордания и ОАЭ подписали декларацию о намерениях, которая стала первой в мире—соглашение о продвижении вперед по «зелено-голубой сделке», в соответствии с которой ОАЭ будут строить солнечные фермы в Иордании для производства энергии, которая будет снабжать бедный энергией Израиль, в обмен на воду, получаемую за счет расширения современных опреснительных установок Израиля в Средиземном море.

То, что это соглашение было достигнуто между тремя странами, у которых исторически сложились чрезвычайно сложные отношения, свидетельствует о серьезных проблемах климата, говорит Бромберг.

EcoPeace уже много лет отстаивает подход «зелено-голубого» и играет важную роль в обеспечении исследовательской и пропагандистской поддержки сделки Израиль — Иордания — ОАЭ. А в конце января организация проинформировала Совет Безопасности ООН о необходимости расширения зелено–голубого подхода на весь ближневосточный регион.

«Это действительно прорывное соглашение», — говорит Бромберг. — «Впервые страны заявляют, что они готовы, по крайней мере частично, зависеть от своего соседа в районе, где страны видели друг в друге врага».

Вдохновением для зелено-голубой концепции послужили уроки Европы после Второй мировой войны, в частности соглашение об угле и стали, которое было направлено на то, чтобы помешать историческим противникам снова начать войну, объединив свои преимущества в национальных ресурсах на благо обеих стран. «Ближневосточный эквивалент заключается в использовании соответствующих преимуществ солнца и моря», — объясняет Бромберг.

Но, по его словам, этот прорыв может произойти, потому что впервые в трех странах наблюдается реальное согласование интересов в области безопасности, политики и экономики.

Помимо растущей тревоги по поводу изменения климата в регионе, который пострадает от некоторых из самых разрушительных последствий, новое правительство Израиля разрешило перезагрузить отношения с королем Иордании Абдаллой II, супруга которого королева Рания долгое время выступала за создание зеленой и устойчивой экономики на Ближнем Востоке.

Еще одним важным фактором является то, что экономика теперь имеет смысл. «Сделка не требует донорской помощи. И это помогло очень быстро продвинуть сделку вперед», — говорит Бромберг. И пока правительства все еще прорабатывают мелкие детали, «существует мощный экономический и геополитический двигатель, продвигающий это вперед».

Страны Ближнего Востока осознают, что они больше не смогут гарантировать достаточное количество воды для сельского хозяйства и потребления людьми без создания того, что Бромберг называет «здоровой взаимозависимостью».