Режь последний огурец: началась приватизация «ТрансКонтейнера»
Принято решение о начале подготовки к приватизации крупнейшего оператора железнодорожных контейнерных перевозок ПАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах „ТрансКонтейнер“», заявил председатель совета директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) вице-премьер правительства России Максим Акимов 12 февраля, сообщает РБК.
Акимов отметил, что оператор контейнерных перевозок не нужен в составе РЖД. Если из бывшего министерства путей сообщения выделили и приватизировали значительную часть вагонного состава, образовав компанию ОАО «ПГК» (сегодня АО «Первая Грузовая Компания», принадлежит UCL Rail B.V. Владимира Лисина), то и оператора контейнерных перевозок содержать в составе РЖД нет смысла, принято решение вывести его на рынок.
Подготовка к продаже «ТрансКонтейнера» начата. Если процесс будет развиваться без задержек, контрольный пакет в 50% плюс 2 акции стоимостью в 35,6 млрд рублей, находящийся ныне в собственности РЖД, будет выставлен на торги осенью 2019 года.
Напомним, ОАО «Российские железные дороги» создано осенью 2003 года. В собственность компании перешли почти все активы Министерства путей сообщения (МПС) с балансовой стоимость свыше полутора триллионов рублей. За министерством сначала оставили функцию государственного регулирования. 2004 году МПС было упразднено, а функции регулирования переданы другим министерствам и ведомствам.
Планируемая сделка не первая в череде приватизации бывшей министерской собственности. В октябре 2011 года «Первая Грузовая Компания» была продана структуре Владимира Лисина за 125,65 млрд рублей.
Счетная палата РФ, частный бизнес и другие неоднократно обвиняли РЖД в монополизации рынка железнодорожных перевозок и протекционизме. Понятно почему: министерская собственность превращена в полугосударственную компанию лишь в 2003 году. К тому же Владимир Якунин не спешил с распродажей активов, удерживая контроль над большей частью министерской собственности. В условиях веры значительной части действующей власти в рыночную экономику постепенная приватизация — единственный подход. Некоторые эксперты даже проводят параллели с РАО ЕЭС.
Дополнительным аргументом в пользу новой волны приватизации стали прошлогодние майские указы Путина. По заявлению Дмитрия Медведева, бюджету дополнительно нужно найти 8 трлн рублей на реализацию указов. Однако, способность правительства реализовать майские указы вызывает сомнения. В таком случае приватизация может оказаться лишь очередным способом растаскивания государственной собственности.