Надежды на «воскрешение» Вальтера — это надежды на появление серьезных политических субъектов, которые смогут установить мир на Балканах

Проснется ли дух героизма? В Сербии вспоминают легендарного разведчика-коммуниста

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Владимир Перич-Вальтер
Владимир Перич-Вальтер

Юбилейная дата стала поводом для размышлений о драматических судьбах народов, населяющих территорию бывшей Югославии — некогда обширного и цветущего государства. В Сербии вспоминают прославленного югославского разведчика-коммуниста Владимира Перича-Вальтера, 100-летию со дня рождения которого посвящена статья, опубликованная 19 января агентством РТС (Радио Телевидение Сербии).

Нынешняя ситуация на Балканах, в первую очередь на территориях, населенных сербами, заставляет проблематизировать потенциал стойкости нации к внешним угрозам. Люди с обостренным чувством ответственности за судьбу народа и культуры настойчиво спрашивают себя — есть ли какие-то точки опоры для сопротивления в коллективном сознании сербов или уже «все предопределено»? Такие точки опоры есть, они — в истории народа.

Одной из важнейших и, можно утверждать, святой темой для сербов является тема борьбы и победы над фашистами во Второй мировой войне.

Партизанская война, развернувшаяся на всей территории Югославии, носила поистине героический характер, в ней принял участие весь народ. Именно в этой народной войне нация показала свой несгибаемый характер, явила высочайшие образцы подвига отдельных личностей. В ряду ярчайших народных героев сражающейся Югославии стоит Владимир Вальтер.

В обстоятельном материале Наташи Банович-Джулич с заголовком «Век Вальтера: герой, которого не хватает» излагаются факты биографии легендарного югославского разведчика времен Югославского сопротивления.

Владимир Перич-Вальтер родился 100 лет назад, 28 декабря 1919 года в городе Приеполе в Центральной Сербии. Главная улица в его родном городе называется улица Вальтера (Valterova), здесь же есть музей партизана-героя.

До войны Перич получил образование в академии в Белграде, вступил в рабочее движение и стал членом Коммунистической партии. Когда началась война с Германией, он создал разветвленную сеть подпольных организаций в Сараево. Ему удалось установить связи с партизанами в окрестностях города. С помощью радиосвязи он получал задания из Главного штаба партизанского движения.

В публикации приводятся некоторые высказывания профессора философского факультета университета в Сараево Хуснии Камберовича. По его словам, Перич был уникальным разведчиком и лидером Движения сопротивления в Боснии.

Профессор Камберович рассказал: «Перед ударными группами, как их называли, в конце войны, были поставлены две задачи. С одной стороны, обеспечить более легкий вход партизан в город, а с другой — не допустить уничтожения зданий и вывоза культурных ценностей из Сараево немцами и усташами, которые бежали в конце войны из города».

Товарищи Вальтера по отряду говорили после войны, что он был неуловим для гестапо и усташей. Его мужество было легендарным. Перич трагически погиб в последний день штурма — в день освобождения Сараево 6 апреля 1945 года от разрыва минометного снаряда. Ему было всего 25 лет.

В 1972 году сняли фильм «Вальтер защищает Сараево», ставший культовым. Его триумфальная демонстрация прошла не только в Югославии, но также в СССР И КНР (в Китае фильм посмотрели более 300 миллионов человек). Отметим, между прочим, что в этом фильме произошел кинодебют молодого Эмира Кустурицы.

После рассказа о биографии героя Наташа Банович-Джулич размышляет о сложной трансформации легенды о Вальтере — или, как пишет автор, «миф Вальтера» — в послевоенные десятилетия.

В годы социалистической Югославии образ героического разведчика был частью патриотического воспитания. Пропаганда в эпоху Иосипа Броз Тито в Югославии была построена очень грамотно, по мнению современных экспертов. Она выражалась через произведения искусства и массовую культуру. Тито хорошо понимал, что смысл культуры заключается в том, что она идентифицирует народ, формирует братство и единство. Тито принадлежит интересное высказывание: «Сначала у вас должен быть Бетховен, только потом „мерседес“». Надо признать, что в годы его правления острейшие национальные противоречия живущих в тесном соседстве народов на Балканах значительно сгладились.

В 90-е годы ХХ века на Балканах начался острейший политический и межнациональный кризис. Имя Владимира Перича-Вальтера использовали в своих целях «борцы за независимость» Боснии и Герцеговины. Однако, как пишет автор статьи, после 1992 года некоторым жителям Сараево пришлось бежать из города, потому что уже стало опасно принадлежать к той нации, к какой принадлежал Вальтер, т. е. быть сербом.

В 2018 году в Сараево был открыт музей, который называется так же, как знаменитый фильм, — «Вальтер защищает Сараево». Директор музея Жасмин Дюракович говорит: «В Сараево все еще есть люди, которые отрицают всю эту историю, легенду о Вальтере. Они считают, что это была просто пропаганда, коммунистическая мифология, и даже есть те, кто стреляет в эту историю».

Он продолжает: «Мы ожидали, что так и будет. Что нам скажут: зачем персонажи сербских актеров здесь, в Сараево? (имеется в виду Бата Живоинович — сербский актер, сыгравший главную роль в фильме) Но мы выдержали это испытание», — заключает Дюракович.

Сейчас, по мнению автора, героический символ времен Сопротивления вновь актуализируется. Банович-Джулич пишет, что в XXI столетии миф о Вальтере жив и не ослабевает. Некоторые культурные эксперты в Сараево заявляют о том, что в народной культуре есть особая «тропа Вальтера», что «дух Вальтера» жив. Надежды на «воскрешение» Вальтера — это надежды на появление серьезных политических субъектов в Сербии и других бывших республиках Югославии.

Музыкант Нелла Карайлич считает, что для воскрешения духа Вальтера надо, чтобы гражданин Сараево чувствовал себя также и гражданином общей большой страны. Если произойдет объединение БиГ в рамках единой Югославии, то это будет громадный шаг к миру на Балканах.

В завершении публикации автор пишет: «Мы должны спросить себя, есть ли вообще какой-то дух Сараево? Есть ли люди, готовые бороться против фашизма, зла, насилия? Многие сейчас говорят, что мы все Вальтеры, но есть ли в нас его дух борьбы и героизма?»

Справка

Государство Босния и Герцеговина (БиГ), столицей которого является город Сараево, получило независимость в 1992 году в результате распада Югославии.

Усташи — это хорватское ультраправое фашистское националистическое движение. В годы Второй мировой войны проявило себя крайне жестокими методами истребления сербов.