Китай хочет превзойти Гонконг, создав сеть торговых портов

Изображение: inproperstyle, pixabay, cc0
порт, терминал, краны
порт, терминал, краны

Китай собирается создать сеть портов свободной торговли в рамках реализации политики открытости, сообщает читателям газета South China Morning Post 4 апреля, передает ТАСС.

Издание пишет, что данная инициатива может быть ключевой темой в выступлении председателя КНР Си Цзиньпина на открытии Азиатского экономического форума. Форум еще называют Азиатским Давосом, он ежегодно проходит в Боао (провинция Хайнань) 8–11 апреля.

Один из источников сообщил газете: «Уровень открытости новых портов будет значительно выше, чем в Шанхайской зоне свободной торговли и даже, чем в Гонконге». По данным South China Morning Post, остров Хайнань может быть выбран в качестве одного из мест расположения новых портов.

Другой источник газеты сообщил, что новая зона свободных портов может быть больше, чем в Шанхае и даже Гонконге.

Бывший заместитель министра коммерции КНР Вэй Цзяньго отметил: «Китай будет открывать свой сектор финансовых, посреднических услуг, страхования, здравоохранения и другие сферы. Это также создаст бизнес-климат, который предложит равные условия, правила и возможности для частных, государственных и иностранных компаний». Он также заявил, что Си Цзиньпин расскажет о концептуальных мерах по борьбе Китая с протекционизмом США в торговле.

Напомним, с 2013 года в Китае было создано 11 зон свободной торговли.

Отметим, Боаоский Азиатский Форум был создан в 2001 году, а конференции начали организовываться с 2002 года в Боао (провинция Хайнань). Главными темами мероприятия 2018 года станут реформы, открытость, инновации и «Пояс и путь».

Комментарий редакции

Китай в открытую заявил о намерении стать лидером глобализации еще в начале 2017 года в противовес «антиглобалистким» заявлениям Дональда Трампа. Крупнейшей глобальной инфраструктурной и геополитической программой является «Один пояс — один путь» (OBOR), или «Новый Великий шелковый путь», заявленный председателем Си Цзиньпинем еще в 2013 году. Данный проект предусматривает две компоненты: инфраструктуру для автомобильного и железнодорожного транспорта, а так же строительство морской инфраструктуры, в частности портов. Остров Хайнань является удобным со стратегической точки зрения пунктом для порта, так как возле него проходят важные морские пути. Он также может принять часть потоков, которые сейчас проходят через Гонконг. И еще он важен для Китая с точки зрения увеличения присутствия в Южно-Китайском море, через которое проходит около 80% морского торгового транзита Восточной Азии.

Если такая заявка будет сделана председателем КНР, то строительство новых портов будет серьезным шагом в осуществлении наметившейся стратегии. При этом Китай претендует не только на инфраструктурное лидерство, но и на лидерство в плане свободной торговли, с уровнем открытости портов еще выше, чем у Гонконга. Это привлечет инвесторов, которые видят как США, наплевав на принципы ВТО, постепенно «закрывают» свою экономику, начинают торговые войны и увеличивают пошлины на ввозимые товары. Поэтому США не сможет не заметить это заявление, а значит, США нужно будет совершать следующие ходы в глобальной игре для сдерживания Китая.