Ученые доказали, что миграции древних людей из Африки происходили волнами

Изображение: (сс) Edoardo Forneris
Доисторическое искусство

Миграция древних людей из Африки в Евразию не была единовременным событием, а происходила волнами, заявили ученые в исследовании, опубликованном 2 февраля, в журнале Scientific Reports.

Согласно исследованию, проведенном учеными из Университета Бар-Илан, первая волна миграции людей достигла Грузии на Кавказе примерно 1,8 млн лет назад. Вторая была задокументирована в Убейдии, в долине реки Иордан, к югу от Галилейского моря, около 1,5 млн лет назад.

Согласно ископаемым свидетельствам и исследованиям ДНК, эволюция человека началась в Африке около 6 млн лет назад. Примерно 2 млн лет назад древние люди начали мигрировать из Африки и распространяться по всей Евразии. Убейдия, расположенная в долине реки Иордан, является одним из мест, где исследователи нашли археологические свидетельства этого расселения.

Находки с этого места включают богатую и редкую коллекцию костей вымерших животных и каменных артефактов. Ископаемые виды найденные в Убейдии, включают саблезубого тигра, мамонтов и гигантского буйвола, а также бабуинов, бегемотов, жирафов и ягуаров. Изделия из камня и кремня, изготовленные и использовавшиеся древними людьми, имеют сходство с теми, что были обнаружены на раскопках в Восточной Африке.

Рассматривая окаменелости с этого места, которые сейчас хранятся в Национальных коллекциях естественной истории Еврейского университета, ученые наткнулись на человеческий позвонок. Первоначально обнаруженная в 1966 году, кость была идентифицирована как поясничный позвонок человека, самое раннее ископаемое свидетельство древних человеческих останков, обнаруженных в Израиле, возрастом примерно 1,5 млн лет.

«Из-за разницы в размерах и форме позвонка от „Убейдии“ и позвонков, найденных в Республике Грузия, теперь у нас есть однозначные доказательства наличия двух различных волн рассеяния», — заявили ученые.

По словам руководителя отдела археологических исследований Управления древностей Израиля доктора Омри Барзилая, артефакты из камня и кремня из Убейдии, ручные топоры из базальта и рубящие инструменты связаны с ранней ашельской культурой.

Ранее считалось, что каменные орудия из Убейдии и Дманиси были связаны с разными культурами — ранними ашельскими в Убейдии и олдованскими в Дманиси. После этого нового исследования ученые пришли к выводу, что эти две линии артефактов были созданы разными видами людей.

«Таким образом, похоже, что в период, известный как ранний плейстоцен, мы можем идентифицировать по крайней мере два вида ранних людей за пределами Африки. Каждая волна миграции была волной разных людей — по внешнему виду и форме, технике и традициям изготовления каменных орудий, а также экологической нише, в которой они жили», — заключил доктор Алон Бараш из Университета Бар-Илан.