Ошибка Меркель с карантинными мерами приведет к ограничению власти канцлера
Извинения Меркель перед жителями Германии за идею ввести новый карантийный локдаун не удовлетворили депутатов бундестага, они потребовали от канцлера изменить процедуру принятия решений по вопросам, связанным с пандемией коронавируса.
В среду 24 марта 2021 года, впервые за 16 лет своего пребывания в должности федерального канцлера Германии Ангела Меркель извинилась перед гражданами страны. Канцлер признала ошибочным идею ввести очередной локдаун на Пасху, отменила данное решение и попросила у немецкого народа прощение. При этом отмечается, что еще во вторник днем на заседании парламентской фракции ХДС/ХСС в своем длинном вступительном слове Меркель защищала принятые на заседании с премьер-министрами земель решения по ужесточению карантинных мер и введению нового локдауна.
Выступление Меркель было воспринято с большим неудовольствием, от которого, как сообщает издание, она даже не защищалась. К моменту, когда раздражение достигло своего пика, канцлер уже успела покинуть проходившее онлайн заседание фракции. Тем временем заинтересованные стороны «штурмовали» ведомство канцлера, так как не могли получить от федерального правительства ответы на конкретные практические вопросы.
Промышленные ассоциации, союзы предпринимателей и представители бизнеса задавали, к примеру, следующие вопросы: будут ли дни локдауна считаться дополнительными выходными днями? Предусмотрена ли финансовая компенсация за прерывание цепочек поставок? Профильные Министерства находились в растерянности и дать ответы на поставленные вопросы не могли. Подчеркивается также, что даже представители церкви были чрезвычайно удивлены просьбой канцлера провести «виртуально» праздничную службу Страстной пятницы и Пасхальные мессы.
Издание пишет, что пасхальный локдаун был спонтанным решением канцлера, возникшим в процессе ее переговоров с руководителем канцелярии Хельге Браун (ХДС), министром финансов и вице-канцлером Германии Олафом Шольцем (СДПГ), правящим мэром Берлина Михаэлем Мюллерем (СДПГ), а также с премьер-министром Баварии Маркусом Зёдером (ХСС). Опираясь на «модели» экспертов, Меркель аргументировала свое решение необходимостью «прервать и задержать» распространение новых штаммов коронавируса.
До этого решения группа премьер-министров на многочасовом заседании спорила по вопросам карантинных ограничений. Меркель хотела запретить отдых на Майорке, но достаточных оснований для данного решения не нашлось. Это привело к тому, что несколько глав правительств германских земель заявили, что выступят с протокольными заявлениями о предоставлении гражданам Германии возможности отдыхать в загородных домах и кемпингах в пределах своей Земли.
Так как Меркель не могла настоять на принятии мер, которые она считала необходимыми для сдерживания третьей волны коронавируса, она решила настоять хотя бы на «продлении выходных дней на период пасхальных праздников». В среду утром канцлеру стало ясно, что и это решение не проходит. К 11 часам утра федеральная канцелярия созвала премьер-министров земель на телефонную конференцию.
Приглашенный на конференцию за десять минут до ее начала, председатель ХДС и премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Армин Лашет заявил, что «мы не можем так дальше продолжать делать», что «методы управления» должны быть изменены, и «конференция премьер-министров народ разочаровала».
Во время телефонной конференции Меркель впервые заявила, что идея пасхального карантина была ее личной ошибкой. Несмотря на благие намерения, данное ошибочное решение не могло быть подготовлено и реализовано в такой короткий срок. Заявление канцлера вызвало уважение участников конференции. «Мы все должны нести за это ответственность, — отметил Лашет, — мы поддержали данное решение, не выступили против».
Однако премьер-министр Гессена Фолькер Буффье возразил, сказав: «То, что мы делаем сейчас, является доказательством того, что мы были полностью неправы. Теперь мы все — идиоты, и это меня возмущает».
После конференции с премьер-министрами Меркель созвала еще одно онлайн-совещание с депутатами фракций всех представленных в бундестаге партий. В это же время в Министерство юстиции было отправлено обращение с просьбой найти основания для запрета выезда за границу.
После этого Меркель выступила перед прессой, вновь признала свою ошибку и извинилась перед гражданами Германии. И первая спонтанная реакция в СМИ и соцсетях также говорила о том, что поступок канцлера вызвал в обществе уважение. Однако позже стало ясно, что Меркель извинялась и признавала ошибкой только решение об изоляции на Пасху, не ставя под вопрос сам механизм принятия решений — ночные консультации с премьер-министрами земель без обсуждения принятых решений в парламенте. «Методы управления», о которых говорил Лашет, канцлер очевидным образом менять не намерена.
Фактически это означает, что парламент в борьбе с пандемией коронавируса играет второстепенную роль. По словам депутата бундестага и одного из руководителей фракции СДПГ Карстена Шнайдера, «фракция выразила серьезное недовольство из-за случившегося. Хоть это и не государственный провал, но явным образом является частичным провалом системы управления».
Возник вопрос: может ли глава правительства после такого признания своей ошибки продолжать свою работу? Однако барьером для вынесения вотума недоверия канцлеру является Основной закон. Сменить канцлера можно было бы только в том случае, если бы СДПГ и оппозиция договорились о кандидатуре нового канцлера — вариант чисто теоретический.
Сообщается, что когда Меркель повторила свои извинения и попросила прощения и у парламента в зале пленарных заседаний, депутат Европарламента Беатрикс фон Шторх (АдГ) воспользовалась случаем и громко выкрикнула «нет».
Более того, оппозиционные партии бундестага СвДП, АдГ и «Левые» призвали бундесканцлера поставить на голосование вопрос о доверии к правительству. Однако Меркель отказалась от этого, заявив: «У меня есть поддержка всего правительства, а также и парламента. В этом нет необходимости. Я не буду этого делать».
Опрос парламентариев показал, что партия «Зеленых» уже не будет поддерживать канцлера без соответствующей критики. Руководитель фракции «Союз 90 / Зеленые» в бундестаге Бритта Хасельманн спросила: «Почему германский бундестаг по сей день не включен в борьбу с пандемией?»
Депутат бундестага Марко Бушманн (СвДП) ранее также вопрошал: «Когда Вы, наконец, прекратите пытаться за закрытыми дверями в узком кругу министров посреди ночи, утомленные бессонницей, без возможности обсуждения с практиками или компетентным людьми принимать решения, касающиеся жизней миллионов людей?»
В итоге Меркель заявила, что «изменение схем работы» будет еще обсуждаться. Следующее совещание с премьер-министрами канцлер назначила на 12 апреля.
По материалам немецкой газеты Die Welt.
(теги пока скрыты для внешних читателей)