Глобальное потепление помогает деревьям быстрее поглощать парниковые газы

Изображение: Григорий Фадеев © ИА Красная Весна
Лес в горах
Лес в горах

Почти в два раза увеличилась скорость поглощения деревьями парниковых газов из атмосферы в Гарвардском лесу в период с 1992 по 2015 год, в том числе из-за глобального потепления, считают американские ученые, 4 августа они опубликовали результаты исследования в журнале Ecological Monographs.

«Примечательно, что изменения климата и химии атмосферы в течение нашей собственной жизни увеличили скорость, с которой леса улавливают углекислый газ из атмосферы», — говорит Адриен Финци, профессор биологии Бостонского университета и соавтор исследования.

Гарвардский лесной центр долгосрочных экологических исследований — один из центров, наиболее интенсивно изучающих леса в мире. Объем данных, собранных для анализа двумя дюжинами ученых из 11 институтов, беспрецедентен, как и последовательность результатов.

Известно, что измерения наличия углерода отдельно в воздухе, почве, воде и деревьях трудно согласовать, отчасти из-за различных временных масштабов, в которых происходят процессы. Необходимо рассматривать совокупный углеродный бюджет за десятилетия.

«Наши данные показывают, что рост деревьев является двигателем накопления углерода в этой лесной экосистеме, — говорит Одри Баркер Плоткин, старший эколог Harvard Forest и соавтор исследования, — почвы содержат много лесного углерода — около половины от общего количества — но это хранилище не сильно изменилось за последнюю четверть века».

Увеличение емкости хранения углерода в деревьях может быть связано с ростом 100-летних дубов, которые всё еще активно восстанавливаются после расчистки земель колониальной эпохи, интенсивных лесозаготовок и урагана 1938 года, а в последнее время укрепились за счет повышения температуры и более длительного вегетационного периода из-за изменения климата.

Деревья также росли быстрее из-за увеличения количества атмосферных осадков и углекислого газа в регионах, в то время как уменьшение атмосферных загрязнителей, таких как озон, сера и азот, снизило стресс для леса.

Деревья не проявляют никаких признаков замедления своего роста, даже когда они вступают во второй век жизни. Но ученые отмечают, что тенденция, которую мы видим сегодня, может не сохраниться в будущем.

«Вполне возможно, что другие процессы развития лесов, такие как возраст деревьев, могут ослабить или обратить вспять наблюдаемую нами картину», — говорит Финци.

Исследование выявило и другие причины уязвимости в результате изменения климата и деятельности человека, например распространение инвазивных насекомых.

В Гарвардском лесу участки леса с преобладанием болиголова накапливали углерод с такой же скоростью, как и леса из твердых пород древесины, пока в начале 2000-х не появились жуки из Восточной Азии, питающиеся соками болиголова и ели.

В 2014 году, когда всё больше деревьев стало умирать, лес болиголова превратился из «поглотителя» углерода, который накапливает углерод, в «источник» углерода, который выбрасывает в атмосферу больше углекислого газа, чем улавливает.

Ослабление федеральных стандартов качества воздуха и воды может обратить вспять успехи, достигнутые лесами, указывают исследователи.

«Наблюдение в режиме реального времени за быстрым упадком нашего любимого леса из болиголова показывает реальность угрозы будущих потерь, — говорит Баркер Плоткин. — Важно осознавать значимость в нашей жизни процессов, которые поддерживают леса сейчас и сохранять их в будущем».