Применение беспилотных Ан-2 в Карабахе заинтересовало военных специалистов

Изображение: Грук Андрей © ИА Красная Весна
Самолет АН-2
Самолет АН-2

Нестандартное использование Азербайджаном старых советских бипланов Ан-2 в качестве беспилотных самолетов, выявляющих расположение армянских систем ПВО в Карабахе, заинтересовало западных военных специалистов. Об этом 10 февраля пишет ресурс Bulletin of the Atomic Scientists.

Автор статьи напоминает, что еще в сентябре 2020 года армянские вооруженные силы опубликовали видео, как ПВО сбивает странные летательный объект, который позже оказался старым советским бипланом Ан-2, переоборудованным для беспилотного режима полета.

Отмечается, что Азербайджан переоборудовал свои многочисленные легкие поршневые самолеты Ан-2 в беспилотные летательные аппараты. Во время конфликта в Карабахе их неоднократно отправляли на задание вместе с дронами-камикадзе для того, чтобы выявлять и уничтожать армянскую ПВО.

Ан-2 в данном случае использовался как «беспилотник-наживка», который показал армянские оборонительные позиции азербайджанским командирам, ведущим поиск уязвимых целей. Тем самым Азербайджан показал всему миру, что даже устаревшее оборудование, такое как Ан-2, можно перепрофилировать и эффективно использовать в современной войне, где применяются дроны.

Автор отмечает, что подобный опыт Азербайджана может оказаться заразительным и другие страны могут им воспользоваться. Понятно, что такие «дроны» дешевы, потеря такого старого самолета не идет ни в какое сравнение с потерей реального боевого дрона. Кроме того, отмечается, что использование Азербайджаном Ан-2 выявило слабое место в международных законах, направленных против распространения боевых беспилотников, так как международная система контроля за оборотом оружия не запрещает передачу технологий или методов, необходимых для превращения пассажирских самолетов в дроны.

Автор предполагает, что инженеры, работавшие на Азербайджан, вероятно, превратили Ан-2 в беспилотники, установив пневматические системы управления, которые работали совместно с автопилотом. Отмечается, что за штурвалом могли сидеть и пилоты, которые вручную направляли самолет, а потом прыгали с парашютом, однако подтверждений таким версиям нет.

Ранее переоборудованием Ан-2, но в беспилотный грузовой самолет, занимался и Китай. Однако Азербайджан пошел дальше и создал на основе самолета систему для участия в боевых действиях.

Автор отмечает, что хотя реальное число Ан-2, которые участвовали в боях в Карабахе неизвестно, это число могло быть значительным. В конце августа 2020 года, всего за несколько недель до начала войны в Нагорном Карабахе, на спутниковых снимках аэродрома Евлах в Азербайджане было запечатлено около 60 Ан-2. Однако к концу первой недели боев в Нагорном Карабахе более половины этих Ан-2 покинули этот аэродром. Отмечается, что армянские ВС заявили о не менее 11 сбитых азербайджанских Ан-2.

Автор отмечает, что многие страны сделали выводы из использования дронов во время войны в Карабахе. Иран, например, увеличил свои инвестиции в дроны-камикадзе, этим же занялись и страны НАТО. Не исключено, что дроны-приманки также вскоре станут востребованы ВС различных стран.

Использование Азербайджаном беспилотных летательных аппаратов показывает, как простая автоматизация может изменить тактику, приемы и процедуры современной войны. Военные аналитики должны будут найти новые способы реагирования на угрозу беспилотников-приманок, а организациям, контролирующим распространение вооружений, придется придумать, как ограничить продажу новых беспилотников, а также технологий, необходимых для их производства.

Напомним, Азербайджан — не первая страна, которая использует дроны-приманки в конфликте. Во время войны в Ливане 1982 года израильские беспилотники использовались для выявления сирийских систем ПВО советского производства.

Несколько лет спустя военно-воздушные силы ЮАР применили дроны-приманки в пограничной войне против кубинских и ангольских партизан. Соединенные Штаты также использовали свои собственные беспилотные летательные аппараты с большим успехом в войне в Персидском заливе против иракской ПВО.

В каждом случае беспилотные летательные аппараты использовались с одним и тем же эффектом: они привлекали внимание противовоздушной обороны противника, выявляли тип и расположение используемых зенитных систем и делали их уязвимыми для ударов артиллерии или штурмовиков.