Кургинян объяснил, почему те, кто воюет на Украине, не станут «элитой»

Изображение: © ИА Красная Весна
Путин и Армия России
Путин и Армия России
Путин и Армия России

В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин рассказал о том, куда должна двигаться созданная им страна, заявил философ, политолог, аналитик, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 7 марта в новом выпуске авторской программы «Предназначение».

«У меня нет такого негативного отношения к посланию. Мне кажется, что президент России рассказывает о том, в какую сторону должна двигаться созданная им — я настаиваю на этом, именно им, лично, — Российская Федерация, некое государство, страна, общество», — сказал Кургинян.

Кургинян подчеркивает, что есть Российская Федерация — построенная, созданная определенным образом страна.

«Не хочется терминов „капиталистическая — не капиталистическая“, „буржуазная“ и так далее, — но вот такая как есть. Эта страна куда-то двигалась, потом настало время СВО, она двинулась чуть-чуть по другой траектории и сейчас находится в точке X, а в будущем она должна находиться в точке Y», — продолжает политолог.

По его словам, по отношению к этой концепции всё, что говорит президент, вполне серьезно, вполне позитивно и никакой особой критике не подлежит. Кургинян отметил, что в целом поддерживает все, что сказал президент в своем ежегодном послании.

«Действительно поддерживаю, не ради того, чтобы, так сказать, набрать какие-то очки, а вот просто сущностно, мне никакие очки тут не нужны. Вот уж воистину настал момент, когда „жила бы страна родная“, потому что у тебя есть свои планы, свои идеи, иногда достаточно нетривиальные, и ты прекрасно понимаешь, что реализовывать их ты можешь, только если страна есть — а вопрос о том, быть ей или не быть, стоит ребром», — пояснил лидер «Сути времени».

Он напомнил, что Путин говорил о том, что что Россия будет, с одной стороны, вести и доводить до победного конца то, что называется СВО, то есть конфликт на Украине, а с другой стороны, осуществлять некую мирную жизнь по неким правилам, которые являются преемственными по отношению к тому, что построено.

«А кто против? И что можно сказать другое?» — задается вопросом Кургинян.

Кургинян убежден, что другого фактически сказать нечего, ибо в основе всего, что говорится, и того, что думается, и того, что оценивается, и того, что нужно понять, лежат простые вещи. Первое — есть то, что есть. И второе — именно это «то, что есть» надо каким-то способом напрячь для того, чтобы добиться определенного результата.

«Но если есть то, что есть, и нужно напрячь это, то в сущности ничего такого, про что ты можешь сказать: „О ужас, что же говорится!“ — нет в послании“, — заявил Кургинян.

Он отметил, что президент скептически относится к затратам на оборону в Советском Союзе, считает их избыточными и считает, что они отчасти привели к краху Советского Союза, к ненужному перенапряжению. Аналитик назвал эту концепцию правомочной.

«Может быть, это так, может быть, это не так…», — добавил Кургинян.

Однако политолог подчеркнул, что внутри послания есть одно очень серьезное и проблемное утверждение.

«Оно, во-первых, в каком-то смысле судьбоносно и позитивно, и, во-вторых, очень проблемно. Я имею в виду очень яркий и впечатляющий тезис о том, что в дальнейшем вот на этом пути движения… решающим образом произойдет переориентация на „элиту“, воющую сейчас на Украине», — пояснил политолог.

Кургинян отмечает, что Путин произносит слово «элиты», оговаривая при этом, что этот термин имеет, конечно, и отрицательную окраску. Президент предлагает при этом эту отрицательную окраску увести в сторону. Он заявляет, что по каналам вертикальной мобильности приоритетно будут двигаться люди, воевавшие на Украине: их будут учить, готовить к политической деятельности, они будут включаться в эту деятельность.

«Вот ни о чем другом лично я не мечтаю. И мне это кажется единственно спасительным. Мне только хотелось бы обратить внимание на одно: что это так не работает. Ну честное слово, не работает! Очень важно понять, что оно так не работает», — настаивает Кургинян.

Политолог убежден, что героев этой войны, как и любой другой, нельзя просто взять, направить в определенное место, где будут читать лекции, проводить семинары, образовывать их разного рода ученые, а также, как было сказано, деятели правительства — и там они «дооформятся» и превратятся в политических управленцев, администраторов и так далее.

«Ну не бывает так вообще в войнах, и особенно в таких, которые идут сейчас! Это идеальный вариант. И очень хотелось бы, чтобы так и было. И я мечтаю быть опровергнутым в тезисе о том, что так не бывает. Но я боюсь, что лучше заблаговременно нечто понять, чем оказаться в плену у этой иллюзии. Притом, что сама власть говорит, что мы несколько раз попадали в плен иллюзий. Так вот, не надо в очередной раз в этот плен попасть по столь судьбоносному вопросу», — предостерегает аналитик.

По его мнению, главные герои, которые прибудут с театра военных действий, — это очень «многообещающий и ужасно проблематичный одновременно материал».

«Донельзя, честное слово. И главное, что это же не материал, это люди. У них есть свое состояние человеческое, свое представление о том, как они дальше распорядятся своей судьбой, свои травмы. И всё это мало совместимо с таким их нормальным, достойным, очень позитивным и желательным — подчеркиваю, очень желательным — продвижением во власть», — пояснил Кургинян.

Он уверен, что когда с ними начнут это делать, то вдруг обнаружится, что «гладко было на бумаге, но забыли про овраги» — что это люди с их пригорками-ручейками, с их военным опытом, включающим в себя не только героизм и готовность жертвенно сражаться за благо страны, но и многое другое.

«Я наблюдаю с близкого расстояния за конфликтом на Украине уже девять лет. Я знаком со слишком многими людьми, которые оказались вовлечены в гущу этого конфликта, которых история побудила к тому, чтобы они оказали решающее воздействие на протекание конфликта, которые обладали массой героических качеств. И мне трудно, закрыв глаза, представить себе, что эти люди, образно говоря, сядут за школьную парту — в любом виде, хоть вы эти парты сделаете бронированными, а для обучения вовлеките весь состав военной героической элиты», — считает политолог.

Лидер «Сути времени» выразил уверенность в том, что ничего из этого не получится, поскольку нужно будет иметь дело с очень обожженными войной и очень травмированными людьми.

«И чем они героичнее, чем больше хочется, чтобы в поствоенной жизни они заняли какое-то совсем ключевое место и начали определять вектор развития страны — а, честное слово, мне этого хочется ничуть не меньше, чем главе государства. Так вот, чем больше они совершили там героического, тем больше они обожжены. И тем в меньшей степени по отношению к ним работают линейные схемы их перевода на мирные рельсы. А речь идет о том, что было сказано в послании Федеральному собранию, именно о линейных схемах», — заключил Кургинян.