В Штутгарте представят оперу-антиутопию «Борис»

Коровин Константин. Борис Годунов. Коронование. (фрагмент) 1934.jpg
Коровин Константин. Борис Годунов. Коронование. (фрагмент) 1934.jpg

Творчеством белорусской писательницы Светланы Алексиевич для сочинения композиции к экспериментальной опере «Борис» вдохновлялся композитор Сергей Невский, 29 января сообщает Deutsche Welle.

Премьера новой оперы «Борис» состоится 2 февраля в Штутгарте. Режиссером экспериментальной оперы выступил Пол-Георг Дитрих. Для участия в проекте пригласили композитора Сергея Невского, который должен был написать к выбранному для постановки произведению Мусоргского «Борис Годунов» дополнительное музыкальное сочинение.

Подчеркивается, что выбор был сделан в пользу Невского, так как он является ведущим композитором направления «Новой музыки». Также Невский является наиболее исполняемым композитором своего поколения. Ранее он сотрудничал с российским режиссером Кириллом Серебренниковым, который до своего ареста ставил спектакли в Штутгарте.

Авторы оперы-эксперимента поставили задачу заново осмыслить и актуализировать тему «отношения царя и народа, власти и толпы». Для чего решили привлеченного Невского «отправить к текстам» белорусского писателя Светланы Алексиевич, которая в одном из своих интервью заявила, что ее как гуманитария прежде всего интересуют эмоции, а не факты.

Вдохновением для композитора стала книга Алексиевич «Время секонд хенд» из цикла «Красный человек. Голоса утопии». В этом цикле писательницей были собраны «воспоминания разных поколений „homo soveticus“».

Для своего одноименного «новомузыкального» сочинения композитор выбрал из книги Алексиевич шесть историй. Издание отмечает, что все истории «женские, что создает противовес тестостероновой годуновской истории».

Таким образом, режиссер оперы перебрасывает «мостик между Невским и Мусоргским, между Годуновым и Алексиевич».

«"Борис" — это дистопия (антиутопия — прим. ИА Красная Весна) о будущем, в котором у людей нет личных воспоминаний, но есть официальная безупречная история. По мере коррозии и распада неоцарской империи будущего с ее атрофированной индивидуальной памятью до сознания людей проникают из руин советской империи конца 20-го века голоса воспоминаний. И вот уже лишенные памяти индивидуумы обретают свою альтернативную судьбу, своего рода вторую жизнь», — предсказывает Deutsche Welle.

Напомним, в 2017 году Алексиевич дала скандальное интервью агентству Регнум, где заявила о необходимости запретить на Украине русский язык, а также обвинила Россию в навязывании русского языка гражданам бывших советских республик.

Также обратим внимание, что за последние несколько лет творчество Алексиевич все чаще используется в качестве источника вдохновения. Так, на основе ее книги был снят нашумевший сериал «Чернобыль». Российский режиссер Кантемир Балагов, который снял ныне отмеченный разными премиями постапокалиптический фильм о войне «Дылда», вдохновился книгой Алексиевич «У войны не женское лицо».