Короленко — гений человечности, воплощенный в слове

Профессор А. Н. Фортунатов
Профессор А. Н. Фортунатов

Интервью о значении конференции «Наследие В. Г. Короленко. Стратегии гуманизма» дал 24 апреля профессор Антон Фортунатов корреспонденту ИА Красная весна.

— Антон Николаевич, расскажите, пожалуйста, почему конференция идет именно сейчас?

— Ну, во-первых, нынешний год — год 165-летия Короленко, и я полагаю, что юбилей Горького не должен затмевать других великих писателей. А во-вторых сейчас наблюдается новое осознание потребности гуманизма, того, что уже почти утрачено в европейских ценностях.

— А когда европейцы начали утрачивать понимание и полноту гуманизма?

В общем-то они его до конца не утратили, но с другой стороны, как рыба, выброшенная на берег, судорожно хватают ртом воздух и пытаются его обрести, поскольку гуманистического кислорода не хватает. В Европе сейчас идет истончение гуманизма, античеловечность, в то время как наш гуманизм — это попытка его заново сформулировать.

— А Короленко застал начало кризиса европейского гуманизма?

— Да, застал. Это к 1917 году уже наблюдалось как личностный и сопряженный с этим общественный процесс.

— А сказал ли Короленко некое новое слово в гуманизме, которое было (или не было) услышано европейцами?

— Как публицист Владимир Галактионович был ориентирован прежде всего на российское общество и не апеллировал к зарубежной аудитории, хотя он активно спорил с представителями рабочего движения в Америке, Германии, пытаясь воззвать к их ценностным ориентирам, которые, по его мнению, отступали под натиском сиюминутных политических запросов и потребностей. То есть он был «всечеловеком» в контексте Достоевского и Соловьева, но и человеком русской культуры, который, находясь в Америке «Без языка» (есть же повесть у него такая), всё же отчетливо понимал, что там происходит.

— А можно ли сказать, что Короленко писатель мирового масштаба, или он «просто» великий русский писатель?

— Я считаю, что он публицист прежде всего, и он публицист величайший, который задавал и до сих пор задает эталоны медиапроцесса. С точки зрения слова, с точки зрения рефлексии, с точки зрения контекста, выбора тем, отношения к человеку. Да и много чего еще. Это буквально эталонность гражданско-публицистического характера. А что до художественности, то его публицистика была настолько яркой, что Горький воспринимал его произведения как художественные, а Чехов критиковал за то, что в его произведениях, например, «нет женщины», и это безусловно некий перекос. Но несомненно, Короленко если не гений, то безусловно яркая звезда в нашей культуре, которую трудно оценить в каких-либо жанровых и категорийных дефинициях. Это гений человечности, воплощенный в слове, ориентированном на общество здесь и сейчас.

— Скажите, эта конференция разовая, или она входит в некий цикл?

— Это первая конференция на эту тему, но по реакции на приглашения, по сегодняшней работе коллег я понял, что отклик на конференцию широк, и что она будет иметь продолжение, а министерство культуры нас будет в этом поддерживать и дальше. ИМОМИ — гуманитарный вуз, и мы задаем более широкий контекст понимания Короленко, чем чисто филологический или литературоведческий. И прежде всего нас волнует гуманистическая составляющая его творчества в широком смысле этого слова.

— Спасибо Вам.

Напомним, что последние значимые конференции по творчеству Короленко состоялись в Глазове и Москве.