Разрушение цепочек поставок повлияло на все отрасли промышленности — Forbes

Изображение: (cc) AlfvanBeem
Китайский контейнеровоз корпорации Cosco
Китайский контейнеровоз корпорации Cosco

Разрушение привычных мировых логистических цепочек вызвало рост издержек во всех отраслях промышленности, заявил аналитик Девид Блекмон 17 октября в статье для журнала Forbes.

Нарушение цепочек поставок уже вызвало дефицит товаров, пустые полки супермакетов, пустые заправки. Для выяснения размера возникающих проблем журналист опросил отраслевого специалиста Льюиса Блэка, генерального директора Almonty Industries, вертикально интегрированной компании, специализирующейся на поставках вольфрама по всему миру.

Он отметил, что проблемы с цепочками поставок начались шесть месяцев назад, автомобильные заводы начали закрываться из-за недостатка полупроводников, потом начались проблемы с поставками пластика. Сейчас подобная проблема стала перманентной во всех отраслях. В качестве примера приведена ситуация в Великобритании, пятой по величине экономике мира.

«У них на самом деле есть супермаркеты с пустыми полками для фруктов и овощей — их просто там нет. Страна не будет голодать, но в конечном счете это отличный пример. И никто этого не предвидел», — сказал Льюис Блэк.

Он также отметил проблемы с поставкам бензина и психологические проблемы связанные с тем, что люди делают запасы впрок.

«На трети заправочных станций в Великобритании сейчас нет бензина, потому что был массовый ажиотаж. Итак, у вас, безусловно, есть проблемы с цепочкой поставок, но также у вас есть драма, люди панически покупают, что усугубляет проблему. С истерией трудно иметь дело», — добавил он.

Отмечается, что карантинные мероприятия для борьбы с коронавирусом изменили динамику международной торговли, в результате выросли транспортные издержки. Приводится мнение генерального директора JP Morgan, который считает, что «эти серьезные проблемы с цепочками поставок являются временными и что рынок решит их скорее раньше, чем позже». Однако Льюис Блэк имеет другое мнение.

«Рынок является одной из причин, по которой это произошло. Сейчас наблюдается разбалансировку тарифов на доставку», — сказал Блэк.

По мнению Люиса Блэка, цепочки поставок рассинхронизированы, выросли цены на контейнеры, и это стало самоподдерживающейся проблемой.

«Например, если вы хотите отправить контейнер, скажем, из Европы в Китай, это обойдется вам где-то в диапазоне 2000 долларов. Но если вы хотите отправить [тот же контейнер] из Китая в Соединенные Штаты, я думаю, что сейчас это стоит целых 30 000 долларов. Дело в том, что на самом деле из США в Китай ничего не возвращается, поэтому корабли возвращаются пустыми. Дешевле быстро вернуть их обратно, чем брать пустые контейнеры. Поэтому начинают заканчиваться контейнеры», — сказал он.

Дефицит контейнеров вызвал рост цен. Контейнер для перевозки через Атлантику, который раньше стоил его компании 1200 долларов, теперь стоит 6000 долларов, что на 400% больше. Подчеркивается замедление скорости оборота контейнеров и как следствие рост времени на доставку грузов. Срок доставки груза увеличился от 10 дней до 6–8 недель.

«Это катастрофа. Полная катастрофа… Это полный хаос», — сказал он.

Увеличение тарифов на доставку приводит к росту издержек и повышению цен на поставляемые полезные ископаемые и другие товары. Масштабы увеличения затрат, если они станут долгосрочными, окажут значительное влияние на все энергетическое пространство, не только на возобновляемые источники энергии, но и на нефть, СПГ и уголь.

Проблема усугубляется нарушением работы портов в США, время на разгрузку увеличилось с 2 до 30 дней. Время разгрузки увеличивается с каждым днем. Вывоз разгруженных контейнеров с территории портов также замедлен.

Блэк отметил, что отсутствие координации между правительствами во время пандемии способствовало возникновению нынешних трудностей в цепочке поставок. Тот факт, что каждый порт и каждая страна применяли разные подходы к попыткам сдерживания вируса, неизбежно привел к высокой степени неопределенности и путаницы в судоходной отрасли.

Несмотря на свои опасения, Люис Блэк по-прежнему оптимистичен в отношении того, что рынок в конечном счете скорректируется, и нынешний кризис пройдет.

«Рынки начнут восстанавливать баланс, но это займет некоторое время», — сказал он.

Напомним, что рост цен на транспортировку грузов в глобальном масштабе означает инфляцию издержек. Глобальная инфляция издержек с большой долей вероятности повлечет за собой рост цен на все виды товаров. При сохранении объемов международной торговли замедление оборота контейнеров вызовет пропорциональный рост спроса на них и как следствие рост цен.