Законопроект по ускоренному отобранию детей добавляет проблем — юрист

Фирс Журавлев. Мачеха. 1874
Фирс Журавлев. Мачеха. 1874

Авторы законопроекта о порядке ускоренного отобрания ребенка через суд допустили концептуальную ошибку из-за непонимания норм действующего Семейного кодекса, заявил эксперт общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление», юрист Александр Коваленин в статье, опубликованной 15 ноября на сайте ИА REGNUM.

Как отмечает Коваленин, после поручения президента России Владимира Путина проанализировать практику изъятия детей из семьи с точки зрения неправомерного вмешательства в семью, в обществе прошло множество дискуссий, в результате которых были «вскрыты неисправимые проблемы статьи 77 — и внутренние противоречия, и пробел со статусом отобранного ребенка». По мнению эксперта, знакомого с практикой, авторы законопроекта при редакции статьи 77 не устранили ни одной из выявленных проблем, связанных с этой статьей, и добавили новые.

«Не разобравшись с четырьмя колесами, они добавили пятое — отобрание по суду. То есть построили проект на ошибке — на непонимании системы норм действующего Семейного кодекса», — сообщил юрист.

Коваленин указал, что в Семейном кодексе РФ уже есть судебный порядок отобрания детей — это статья 73. А статья 77 является исключением из судебного порядка для случая непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка, когда требуется экстренное вмешательство. По мнению юриста, предлагаемый авторами законопроекта ускоренный судебный процесс вместо немедленного вмешательства в данном случае является очевидной концептуальной ошибкой.

Юрист уверен, что в результате этой ошибки несовершеннолетний лишится адекватной защиты в случае, когда действительно нужно немедленное отобрание, а в случае, когда экстренного вмешательства не требуется, нормальный судебный процесс станет ускоренным и скомканным. Кроме того, законопроект закрепляет то понимание термина «непосредственная угроза», на котором и строятся злоупотребления, когда этими словами называется ситуация, не требующая немедленного вмешательства.

Как отметил Коваленин, некоторые из данных замечаний приводятся в заключении комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, давшего вердикт «законопроект нуждается в существенной доработке». При этом ответственным комитетом по проекту назначен комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству, возглавляемый одним из авторов законопроекта. Ответственный комитет предсказуемо рекомендовал проект к принятию в первом чтении, обещая что-то исправить ко второму чтению, но вовсе не указанные концептуальные недостатки.

«Хочется надеяться, что среди депутатов победит настрой, высказанный недавно председателем Госдумы Вячеславом Володиным — не спешить, всё еще раз тщательно обсудить, выбрать всё лучшее из того, что внесено в разных проектах», — пишет юрист.

Напомним, законопроект № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни) внесен в Госдуму летом 2020 года депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом. Общественные организации указывали на неприемлемость законопроекта, который не только не устранит случаи неоправданного отобрания детей, но закрепит их решением суда, поскольку рассмотрение дел превратиться в формальность без участия свидетелей и экспертов.

Согласно календарю рассмотрения вопросов, законопроект должен был рассматриваться депутатами 25 ноября 2020 года. Но 11 ноября на странице законопроекта было опубликовано письмо в Совет Госдумы от комитета по государственному строительству и законодательству, направившего материалы для рассмотрения законопроекта в первом чтении на заседании 17 ноября 2020 года. В письме не указаны основания для переноса даты рассмотрения законопроекта на более ранний срок.