Из Петербурга в Антарктику отправилось НЭС «Академик Федоров»
Старт 69-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ) дан с выходом из Санкт-Петербурга научно-экспедиционного судна «Академик Федоров», сообщает пресс-служба Арктического и антарктического научно-исследовательского института 21 октября на официальном интернет-портале.
На борту НЭС «Академик Федоров» находятся участники 69-й РАЭ. Судно вышло из Санкт-Петербурга 20 октября, оно доставит в Антарктику необходимые грузы и зимовочный персонал, вывезет в Россию участников сезонных работ и членов 68-й РАЭ.
Маршрут судна пролегает через Атлантический, Индийский и Южный океаны. С борта будут попутно выполняться научные океанологические, ледовые, биологические и метеорологические измерения. НЭС «Академик Федоров» посетит станции «Прогресс» и «Мирный», сезонные базы «Оазис Бангера» и «Молодежная», станцию Белорусской антарктической экспедиции «Гора Вечерняя».
На конец декабря намечен выход в Антарктику второго судна. НЭС «Академик Трёшников» должно будет провести работы в тихоокеанском секторе Южного океана на сезонных базах «Русская», «Ленинградская» и «Молодежная», посетить круглогодичные станции «Беллинсгаузен», «Мирный», «Прогресс», «Новолазаревская» и белорусскую базу «Гора Вечерняя».
В составе 69-й РАЭ в общей сложности будут работать более 650 специалистов. Для обеспечения строительства и жизнедеятельности российских станций в Антарктиду будет доставлено почти 5 тыс. тонн грузов. В экспедиции будут участвовать научно-технический персонал и ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института и других научных организаций, экипажи воздушных и морских судов, а также специалисты компании «Запсибгазпром», которая обеспечивают строительство нового зимовочного комплекса на станции «Восток».
Технологический запуск нового зимовочного комплекса на станции «Восток» станет главным событием 69-й РАЭ. Для того, чтобы это обеспечить, более чем на месяц увеличена традиционная продолжительность сезонного цикла работ. Строители комплекса начнут прибывать на станцию «Прогресс» в конце октября самолетом ИЛ-76 из Кейптауна (ЮАР), а через несколько дней отправятся на станцию «Восток» с первым санно-гусеничным походом.
«Мы рассчитываем полностью закончить строительство всех пяти модулей и запустить все инженерные системы, что позволит проверить работоспособность станции в зимний период. В следующем сезоне, в январе 2025 года, станция будет введена в эксплуатацию», — рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.
В рамках 69-й РАЭ запланировано несколько десятков научных работ, большая часть которых направлена на мониторинг окружающей среды Антарктики и исследование природных процессов, связанных с глобальным изменением климата. Ученые также проведут исследование морского льда и краевой зоны ледников, океанологические работы в окраинных морях Южного океана. Будут выполнены геолого-геофизические работы, комплексное исследование подледникового озера Восток, а также исследование палеоклимата Земли в районе станции «Восток».
Для авиационной поддержки выполнения задач 69-й РАЭ будут задействованы воздушные суда. Самолет ИЛ-76 выполнит межконтинентальные рейсы из Кейптауна на посадочные площадки на станциях «Новолазаревская» и «Прогресс». Базирующийся на станции «Мирный» самолет-лаборатория АН-2 выполнит аэрогеофизическую съемку в северо-восточной части Земли Принцессы Елизаветы. Работы по транспортировке грузов и персонала будут выполнять четыре вертолета типа Ка-32С на борту НЭС «Академик Федоров» и НЭС «Академик Трёшников». Эти же вертолеты совершат несколько десятков рейсов в рамках научной программы. Внутриконтинентальные перевозки будут осуществляться также самолетом Basler.
В рамках 69-й РАЭ планируется продолжить выполнение обязательств по международной авиационной программе ДРОМЛАН и осуществление совместной деятельности с национальной экспедицией Белоруссии, провести научные исследования совместно с китайскими учеными.
Сезонный этап 69-й РАЭ продлится семь месяцев, завершение экспедиции запланировано на июнь 2025 года.