Леонид Кравчук: Бандера и Шухевич были борцами за независимость Украины

Изображение: ВО Свобода
Факельный марш в Киеве
Факельный марш в Киеве
Факельный марш в Киеве

Неоднозначными борцами за независимую Украину, а не нацистскими преступниками назвал Степана Бандеру и Романа Шухевича первый президент Украины Леонид Кравчук 13 декабря в интервью RT.

«О том, что эти герои — преступники, я бы так категорически вопрос не ставил. Я могу оценивать критически и Шухевича, и любого человека, жившего в то время на Украине, и Степана Бандеру. Соответствуют ли их действия (в отдельных, подчёркиваю, направлениях) нормам демократии и международного права во время войны — тут я могу спорить. Но чтобы отнимать у них право называться людьми, которые боролись за независимую Украину, — я этого никогда на себя не возьму», — сказал Кравчук.

Напомним, что в результате украинского антиконституционного переворота в феврале 2014 года к власти пришли радикальные группировки, провозгласившие Бандеру и Шухевича национальными героями Украины, а ОУН и УПА (организации, деятельность которых запрещена в РФ) — борцами за свободу и независимость страны.

Комментарий редакции

Исторические архивы наглядно и убедительно разрушают майдановские мифы о непримиримом борце за независимость Степане Бандере.

Из протоколов допроса замначальника 2 отдела «Абверштелле Краков» Иосифа Лазарека: «От Эрнста цу Айкерн я в апреле 41 года узнал, что Бандера получил от немцев 2,5 миллиона марок, то есть столько, сколько получил и Мельник в году, что немцы приняли условия о снабжении их оружием. Бандера, в свою очередь, обязался давать своих людей для обучения диверсионной работе в немецких школах, переводчиков для немецких штабов и активизировать диверсионную, разведывательную и повстанческую работу в советском тылу. Впоследствии все пункты договора, как немцами, так и бандеровцами, выполнялись. В частности, бандеровцы [дали] свои кадры для укомплектования школ диверсантов».

Временный разрыв с гитлеровцами произошел, когда 29 июня 1941 года Бандера и Шухевич провозгласили независимое Украинское государство. Гитлер эту республику не признал. В итоге Степан Бандера был отправлен в Берлин под домашний арест. Отсидка Бандеры в бункере «Целленбау» при концлагере Заксенхаузен была очень комфортной: «Он мог свободно передвигаться по лагерю, получал посылки с продуктами и деньгами, имел право переписки… Бандера был освобожден самими же немцами».

Отряды УПА действовали по большей части согласованно с гитлеровцами, хотя иногда и вопреки интересам германского командования. Однако сами участники бандеровского движения позднее признавали, что «антинемецкие» акции почти всегда совершали бандеровские группы, недостаточно прочно контролируемые центральным командованием, и только потому, что верили в «программный миф» ОУН (б) и УПА о непримиримой войне с гитлеровцами.