Совет безопасности РФ: необходимо создать госорган для развития Арктики
Необходимо создать государственный орган для развития Арктики и Северного морского пути (СМП), заявил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Сергей Вахруков 5 декабря, выступая в рамках VIII международного форума «Арктика: настоящее и будущее», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
На конференции «Северный морской путь», которая прошла в первый день работы форума, были затронуты вопросы, касающиеся развития СМП. Среди них была рассмотрена проблема неспособности решения части задач развития Арктики Министерством транспорта и госкорпорацией «Росатом», которая вскоре должна стать инфраструктурным оператором СМП.
После выступления заместителя секретаря Совета безопасности РФ Сергея Вахрукова, ему был задан вопрос одним из экспертов: «Не рассматривается ли в правительстве вопрос о создании федерального органа исполнительной власти, который отвечал бы и координировал бы всю работу на Севере?»
Вахруков заявил, что подобный вопрос Советом безопасности ставился неоднократно. Он отметил, что вопросы координации развития Арктики и обеспечения безопасности, а также необходимость государственной политики на территории арктической зоны в национальных интересах Российской Федерации, ее реализации и контроля за ходом совместной хозяйственной деятельности были определены в стратегии развития арктической зоны до 2020 года.
«Поэтому мы неоднократно в разных форматах обсуждали проблему создания соответствующего органа исполнительной власти, который бы подобные вопросы решал. К сожалению было принято решение ограничиться на этапе четырех–пятилетней давности созданием государственной комиссии. Но сейчас уже можно подвести первые итоги деятельности комиссии, которую возглавлял Дмитрий Олегович Рогозин. Эффективность была практически нулевая. Ни одного серьезного вопроса комиссия решить не смогла. И не потому, что не хотела», — заявил Вахруков, добавив, что в комиссии обсуждалось очень много проблем, но она не имела реальных полномочий и возможности заставить чиновников выполнять решения.
«Сегодня этот вопрос поставлен еще раз. Тема обсуждается. Она будет обсуждаться в разных форматах на следующей неделе, еще через две недели», — сообщил секретарь Совета безопасности РФ, уточнив, что перед новым составом государственной комиссии будет еще ставиться вопрос о создании соответствующего государственного органа.
«По одной простой причине. Вы правы. „Росатом“ в силу своей специфики и отсутствия, как у госкорпорации, властных полномочий будет не в состоянии решить многие из тех вопросов, в частности, которые я поставил, и которые, я думаю, большинство здесь сами себе задают», — отметил Вахруков.
Он привел пример одной такой проблемы, которая может встать перед российской Арктикой в ближайшие годы. «Например, что нам предстоит делать, если вдруг у нас запретят, с согласия многих государств, эксплуатацию судов с двигателями на тяжелом топливе, условно с 21-го — с 24-го года?» — задал вопрос Вахруков, уточнив, что большая часть российских судов, которые ходят по СМП и в Арктике, используют тяжелое топливо.
«И у нас возникнет серьезная проблема. Это сможет решить „Росатом“? Сомневаюсь. Это должна быть четкая понятная схема реализации государственной политики… Поэтому мы за то, чтобы соответствующий орган появился, и мы рассчитываем, что в ближайшее время подобное решение в том или ином виде будет правительством принято», — подытожил поднятую проблему Вахруков.
Напомним, 5–6 декабря в Санкт-Петербурге проходит VIII международный форум «Арктика: настоящее и будущее». На форум собралось большое количество экспертов, чиновников профильных ведомств, сотрудников корпораций. На разных площадках мероприятия проходят обсуждения вопросов, касающихся развития СМП, проблем экологии, жизни коренных народов Севера, добычи полезных ископаемых, обороны и безопасности.
Напомним также, ранее, за несколько часов до Вахрукова, на пленарном заседании «Будущее создается сегодня: новые векторы развития Арктической зоны Российской Федерации» заведующий кафедрой рационального природопользования Географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Михаил Слипенчук заявил о возможности обратиться к успешному советскому опыту функционирования Главного управления Северного морского пути при совнаркоме СССР.
Комментируя здравое предложение Михаила Слепенчука обратиться к советскому опыты по созданию единого управляющего органа, занимающегося Северным морским путем, мы отмечали, что главное — не создать бесполезную бюрократическую надстройку, по факту не решающую поставленные задачи. И вот, оказывается подобная структура уже была создана несколько лет назад. По форме что-то создано, а по содержания, как утверждает Сергей Вахруков, эффективность этого решения — «практически нулевая».
И это не удивительно. Чтобы реализовать какой-то сложный проект, нужен единый управляющий орган у которого будет ясная цель и механизмы реализации этой цели. Судя по словам Вахрукова, как минимум этими механизмами созданная структура не обладала.
Отрицальный результат — тоже результат, несущий определенный опыт. Но главное, чтобы он был осмыслен, сделаны выводы, приняты и реализованы соответсвующие решения. К сожалению, есть масса примеров, когда важные проблемы не решаются годами. Поэтому, будут ли конкретные положительные шаги по данной проблеме — это вопрос.