«Нашла коса на камень» — Станкевич о ценностном конфликте Европы и Америки
Ценностный конфликт между Америкой и Европой обострился как никогда, заявил политик, экс-советник президента РФ Бориса Ельцина Сергей Станкевич 30 мая в эфире радиостанции «Вести.fm».
Станкевич считает, что этика международных отношений по разные стороны Атлантики принципиально разнилась, начиная со времени основания американского государства. Старый свет, по его мнению, всегда опирался на идею личной ответственности своих политиков, тогда как США исходили из «коллективного морального превосходства» над всем остальным миром. Из этого вытекала разница во внешнеполитических подходах: если Европа вела международный диалог с опорой на институты международного права, то Америка всегда относилась к ним скептически и лишь по необходимости терпела их как помеху своей гегемонии.
Станкевич также заявил, что европейская дипломатия вдохновлялась кантианским пониманием международного права. Что же касается американской исключительности, то она зиждется на обновленной концепции богоизбранного народа. В качестве аргумента Станкевич сослался на проповедь пуританского священника и колониста Джона Уинтропа, который по пути в Новый свет уподобил пункт своего назначения Новому Иерусалиму (он же — «Град на холме»).
Станкевич добавил, что разница между европейским и американским внешнеполитическими подходами не всегда проявлялась столь же рельефно, как в наше время. Однако сейчас, когда Америка всё грубее попирает международное право, а Европа пытается вести себя всё более самостоятельно, это противоречие день ото дня обостряется. По мнению политика, Россия может на этом сыграть, «перезагрузив» свои отношения с Евросоюзом (ЕС) в обход США.
В связи с агрессивной внешней политикой США многие исследователи пытаются выяснить, в чем именно состоит американская историческая миссия. Так, например, историк и журналист Антон Исаков в 2015 году опубликовал работу об истоках американской исключительности.
Отметим также, что большинство авторитетных российских политологов не считают современную Европу полностью суверенной. По мнению многих экспертов, ЕС испытывает всестороннее давление со стороны своего заокеанского «партнера», что сказывается на том, как европейские политики принимают решения. В 2012 году об этом во всеуслышание заявил независимый политолог Сергей Кургинян. Некоторое время спустя эту идею подхватили и другие деятели патриотической оппозиции — в частности, Андрей Фурсов. Сможет ли Европа преодолеть гравитацию «Большого Брата» в лице США, единого мнения в экспертном сообществе пока нет.
Многие отечественные политики — в том числе и либералы, коим себя считает Станкевич — постепенно начинают понимать, насколько Европа тяготится своей зависимостью от США. Чем дольше длится и углубляется эта зависимость, тем сильнее обостряются мировоззренческие противоречия между Старым и Новым светом.
Однако надежды на то, что нам удастся сойтись с Европой на фоне ее размежевания с Америкой, не имеют под собой прочного фундамента. Полноценной разморозке наших отношений с ЕС препятствует не только американское давление на Старый свет, но и ценностно-мировоззренческие разногласия России с самой Европой.
Кроме того, пока неизвестно, пойдет ли американо-европейский конфликт дальше экономических разногласий.