1. Экономическая война
  2. Конкуренция за Арктику
Москва, / ИА Красная Весна

В бюджет РФ включили подъем утонувших атомных подлодок К-27 и К-159 — РБК

Владислав Сенчуков. Возвращение подводной лодки Северного флота под командованием Видяева в базу, 1943 г.1952
Владислав Сенчуков. Возвращение подводной лодки Северного флота под командованием Видяева в базу, 1943 г.1952

Финансы на утилизацию атомных подлодок К-27 и К-159 заложены в проект федерального бюджета России на 2026–2028 гг., заявили в «Росатоме», 18 октября сообщает РБК.

«В проекте федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов предусмотрено выделение средств на реабилитацию акватории арктических морей от затонувших и затопленных радиационно опасных объектов начиная с 2027 года», — сообщили в госкорпорации.

На 2026 год запланирован подготовительный этап к соответствующим работам. В «Росатоме» не раскрыли детали планирующейся программы, в том числе и объемы выделяемых на нее денег.

В пояснительной записке к проекту бюджета указано, что в рамках государственной программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» включен комплекс мероприятий по утилизации опасных ядерных объектов, на что в течение трех лет будет выделяться свыше 10,5 млрд руб. ежегодно.

Издание напоминает, что уже более 10 лет на уровне министерств и «Росатома» обсуждается проект по подъему и утилизации атомных подлодок К-27 и К-159. Ранее, в 2012 году его планировало провести Минобороны, но помешало отсутствие спецтехники и кадров, чтобы поднять затонувшую на глубине до 250 м К-159. В 2021 году «Росатом» дал оценку соответствующим работам в 24,4 млрд руб.

Напомним, на К-27 весной 1968 года произошла авария, приведшая к радиационному заражению части отсеков, от лучевой болезни погибло 9 членов экипажа. Корабль было решено затопить, поскольку к тому моменту она уже была устаревшей, что и было осуществлено в 1981 году в Карском море.

Подлодка К-159 была введена в эксплуатацию в том же 1963 году, как и К-27. Находилась в составе ВМФ до 1989 года, вслед за чем она была перемещена в пункт временного хранения в Гремихе. Корабль затонул в ночь на 30 августа 2003 года в ходе буксировки в Баренцевом море.