Ученый объяснил, почему Испания — плохой пример создания гражданского мира

Изображение: Битва при Нордлингене (1634 г.) Мигель Оласабаль

В поиске исторической правды и построении гражданского мира России не следует брать пример с Испании, поскольку гражданская война в этой стране продолжается и по сей день. Об этом заявил редактор журнала «Скепсис», ведущий научный сотрудник факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Соловьев 16 февраля корреспонденту ИА Красная Весна на презентации книги Александра Зиновьева «Нашей юности полет».

Ученый указал, что гражданский мир в Испании был построен на кровавой победе только одной стороны — франкистов, которые после победы в гражданской войне начали массовые расстрелы республиканцев.

«В Испании было построено на победе одной из сторон, на кровавой победе одной из сторон — фашистов, собственно говоря, и на замалчивании всего того, что было связано с массовыми репрессиями против республиканцев сразу после окончания гражданской войны», — заявил Соловьев.

Ученый вспомнил о чудовищной практике франкистов — передаче новорожденных детей республиканцев на воспитание в «благонадежные» семьи. Сейчас масштабы этой деятельности трудно оценить, поскольку франкисты уничтожали архивы «в таком количестве, в каком даже близко не было в Советском Союзе».

«Никто в Испании не знает, сколько детей республиканцев или людей, заподозренных в сочувствии к республиканцам, или в отсутствии сочувствия к католической церкви, изъяли из семей и передали на воспитание правоверным католикам. Там разброс цифр идет на порядок, то ли 20 тысяч, то ли 200 тысяч», — напомнил специалист.

Соловьев подчеркнул, что все эти вопросы отзываются болью в испанском обществе до сих пор.

Что касается поиска исторической правды и построения гражданского мира в России, ученый посоветовал обсуждать травматические моменты в истории во всей их сложности, а историкам, писателям и журналистам вести свой диалог на основе источников и погружения в тему.

Отметим, гражданская война в Испании (1936-1939) отличается тем, что основное количество жертв приходится не на боевые действия, а на время после победы франкистов, когда те стремились физически уничтожить своих побежденных противников, чтобы исключить угрозу какого-либо реванша.

Только сейчас у руководства Испании нашлась воля и средства, чтобы начать регулярную деятельность по вскрытию братских могил, в которые превратились канавы по обочинам дорог, и идентификации останков. Поскольку дети республиканцев сами уже находятся в преклонном возрасте, создается банк ДНК, чтобы останки можно было опознать.