При рекапитализации банки Ливана спишут деньги со счетов крупных вкладчиков

Изображение: Wikimedia Com
Главное здание МВФ. Вашингтон
Главное здание МВФ. Вашингтон

Власти Ливана пообещали защитить мелких вкладчиков «в максимально возможной степени» на фоне списания средств со счетов крупных вкладчиков коммерческих банков, 20 мая сообщает Reuters.

Правительство Ливана предусматривает отмену «значительной части» валютных обязательств центрального банка перед коммерческими банками и роспуск нежизнеспособных банков к ноябрю, согласно плану финансового оздоровления, принятому кабинетом министров в пятницу.

Документ, просмотренный Reuters, был принят кабинетом министров за несколько часов до того, как он потерял полномочия по принятию решений после выборов нового парламента 15 мая.

Он включает в себя несколько мер, которые являются предпосылками для разблокирования средств из предварительной сделки с Международным валютным фондом, согласованной в апреле, которая может помочь вывести страну из трехлетнего финансового кризиса.

План предусматривает полный аудит финансового положения Центрального банка на рынке Форекс к июлю. Затем правительство «сначала отменит большую часть валютных обязательств Центрального банка перед банками, чтобы уменьшить дефицит капитала», говорится в документе.

Крупнейшие 14 коммерческих банков, представляющие 83% от общего объема активов, также будут проверены. Жизнеспособные банки будут рекапитализированы со «значительными вкладами» акционеров банков и крупных вкладчиков.

В плане говорилось, что он защитит мелких вкладчиков «в максимально возможной степени» в каждом жизнеспособном банке, но не указал минимальную сумму, подлежащую защите, в отличие от проектов планов. Нежизнеспособные банки будут распущены к концу ноября.

Согласно плану правительство унифицирует официальный обменный курс, положив конец системе, в которой правительство предлагало различные обменные курсы для различных операций.

Заместитель премьер-министра Сааде Чами сказал, что утверждение плана было «шагом вперед», но что новоизбранный парламент Ливана должен «быстро» принять ряд предыдущих действий МВФ, таких как поправки к правилам банковской тайны и законопроект о контроле за движением капитала, который законодатели неоднократно не одобряли.

«Мы можем положить вещи на бумагу, но мы должны обеспечить, чтобы все, что мы взяли на себя, выполнялось в будущем», — сказал Чами. — «Я не могу предсказать, сделают они это или нет, есть ли политическая воля сделать это».

Местная валюта Ливана потеряла более 90% своей стоимости с начала экономического спада в 2019 году, и банки заблокировали депозиты вкладчиков в твердой валюте.

В апреле 2020 года Кабинет министров одобрил план восстановления, который затем был торпедирован влиятельными политическими партиями, Центральным банком и коммерческими банками, которые оспаривали распределение убытков.

Майк Азар, эксперт по финансовому кризису Ливана и бывший профессор экономики Университета Джона Хопкинса в США, сказал, что самый последний план был «небольшой эволюцией» того, который был согласован два года назад. «Это единственная надежда, которая у нас есть прямо сейчас, но в тексте есть много недостатков и небольшой шанс, что он будет реализован», — сказал Азар Reuters.

Фрагментация в новоизбранном парламенте может помешать усилиям по принятию соответствующих законопроектов. «Есть возможность внести изменения в него на полях, поскольку многие детали все еще не конкретизированы»,  — сказал он.

В плане не упоминается о суверенном фонде для управления государственными активами, но обещания ограничить обращение к государственным активам, что было требованием коммерческих банков Ливана.

Покупка у банков неясна. В апреле этого года Ассоциация банков Ливана (ABL) отклонила проект того же плана, который, по ее словам, оставит банки и вкладчиков, несущих «основную часть» дыры в финансовом секторе, оцениваемой правительством в $72 млрд. Банки Ливана были основными кредиторами правительства на протяжении десятилетий, помогая финансировать расточительное и коррумпированное государство, которое привело к финансовому кризису в 2019 году.