Защищающую суда от биообрастания экологичную краску запустили в производство

Изображение: (cc) Рафал Конколевски
Коррозия от биообрастания подводного объекта
Коррозия от биообрастания подводного объекта

Экологичная краска для защиты судов от обрастания морскими организмами, позволяющая снизить коррозию и расход топлива, разработана учеными из Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН и Севастопольского государственного университета, 9 августа сообщает пресс-служба вуза.

Ведущий научный сотрудник лаборатории нанобиоинженерии ИФПМ СО РАН Ольга Бакина пояснила: «Биообрастание — серьезная проблема, которая несет за собой большие убытки. Микроорганизмы размножаются на судах и гидротехнических сооружениях, из-за чего усиливается коррозия и расход топлива. Судам приходится тратить на 40–50% больше горючего».

Краску, которая решает проблему биообрастания судов с учетом требований экологии, разработали по просьбе Научно-производственного предприятия «ВМП-Нева», которое уже запустило ее в производство.

Чтобы новая краска не оказывала вредного влияния на окружающую судно водную среду, разработчики вдвое снизили концентрацию ядовитого оксида меди, который традиционно используется для защиты от биообрастания, — с 40% до 20%.

Они заменили его частицами-биоцидами из оксида и феррита цинка (0,5% от общей массы). При контакте с бактериями новая краска выделяет активные формы кислорода, которые разрушают их оболочку.

«Полученные результаты показали снижение биообрастания на два порядка и экологичность новой краски», — отмечают ученые. При этом для защиты не нужно накладывать несколько слоев новой краски. Нужно только, чтобы защитный слой был последним, соприкасающимся с водой. Это позволит сократить расход материала.

Разработка состава экологичной краски велась в рамках проекта РНФ «Экологически безопасные и высокоэффективные противообрастающие покрытия на основе бикомпонентных наночастиц металлов и их оксидов» в течение 2021–2023 годов. Как следует из названия, проектанты были намерены заменить стандартный защитный компонент краски для судов на наночастицы.

Ведущий научный сотрудник, заведующий НИЛ «Молекулярная и клеточная биофизика» ИПИ СевГУ Андрей Мосунов рассказал о проделанной работе:

«В ходе исследований был сформирован междисциплинарный распределенный коллектив, состоящий из специалистов в области физики, химии, биологии и других смежных наук. В частности, в Севастополе проводились работы по изготовлению и нанесению экспериментальных покрытий на тестовые образцы, характеризация полученного покрытия различными физико-механическими способами, натурные испытания на морском полигоне в реальных условиях на протяжении всех лет исполнения проекта, анализ полученных результатов».