«Богатыри — не вы!»: эксперт об отсутствии у США «милитаристского сознания»
Америка перестала быть «нацией воинов» со времен конфликта с индейцами, заявил профессор Академии военных наук Сергей Судаков 31 июля в эфире радиостанции «Вести.fm».
Война, по мнению Судакова, была вплетена в ткань американской повседневности лишь во времена, когда вчерашние британские колонисты «соревновались в массовом отстреле индейцев». Эксперт напомнил, что с тех пор США никогда не переживали внешних военных вторжений на свой континент.
По словам Судакова, США, избавленные от необходимости биться с врагом на своей земле, закономерно утратили способность «мобилизоваться настолько, чтобы воевать за чужие нации». Это касается и обеих мировых войн прошлого века, и сегодняшних обязательств Америки перед европейскими партнерами по НАТО.
Реальное положение дел идет вразрез с официальной риторикой США: на словах американцы готовы защищать Германию или, к примеру, Францию до последней капли крови, в то время как в случае реальной угрозы они едва ли стануть биться за своих европейских сателлитов. И уж подавно «Америка не умеет воевать так, как она это позиционирует в своих боевиках», — считает Судаков.
А всё потому, добавляет эксперт, что у Америки, несмотря на огромную мощь ее вооружений, не получается следовать до конца путем войны. Так бывает, когда эта мощь не подкреплена «милитаристским сознанием». Другими словами, для Америки не существует по-настоящему «своих» войн, которые во что бы то ни стало нужно выиграть.
Отметим, что практика ведения войн «малой кровью» и подальше от своих границ тесно связана с определенной доктриной американского мирового господства. Эта доктрина, которую условно можно назвать моделью Збигнева Бжезинского, окончательно оформилась к середине 2000-х гг. Именно в 2005 году США официально отказались нести миру «стабильность» и объявили, что пробил час «тяжелых сил демократии». Впервые этот тезис озвучила тогдашний госсекретарь США Кондолиза Райс перед студентами Каирского университета.
По мнению политолога Сергея Кургиняна, американский истеблишмент сменил парадигму как только понял, что не справляется с «наведением порядка» в подшефных странах, и сделал ставку на «управляемый хаос».
Судаков правильно подмечает главную особенность: у США нет опыта противостояния врагу на своей земле, в силу чего им недостает многих слагаемых воинской культуры. Однако из рассуждений эксперта не стоит делать шапкозакидательских выводов, от которых сам он благоразумно воздерживается.
В самом деле, отсутствие «милитаристского сознания» вовсе не обнуляет огромный военный потенциал США. Кроме того, нужно учитывать разницу между выполнением союзнических обязательств и гипотетической конфронтацией со своим заклятым врагом, образ которого по ту сторону океана вполне сформирован. Одно дело — защищать своих европейских «друзей поневоле», и совсем другое — противостоять своему главному супостату в лице России, против которого все средства хороши. Поэтому не стоит питать иллюзий, что Америка в «час X» не подключит к арсеналу этих средств свои главные «аргументы» — крылатые ракеты и бомбарбировщики, возможно, и ядерное оружие.