Вопрос закрытия двух ветряных электростанций в Фосене обернулся скандалом
Позиция Ола Бортена Мо подвергается критике со стороны коллег из комитета Стортинга по энергетике и окружающей среде, 20 мая пишет Teknisk Ukeblad.
В январской колонке Бортен Мо выступил против закрытия двух ветряных электростанций в Фосене. Теперь же он подвергается критике со стороны оппозиции, так как нефтяная компания, которой он владеет, хочет получать электричество из тех же парков. Текст Бортена Мо, как оказалось, был опубликован через две недели после того, как нефтяная компания Okea обратилась в NVE с просьбой подключить электроэнергию для нефтяной платформы Draugen из Фосен.
Компания Okea подала заявку на электроэнергию для нефтяной платформы Draugen от этих ветряных электростанций. Бортен Мо, министр исследований и высшего образования с октября 2021 года в правительстве Йонаса Гара Стёре, владеет акциями Okea на сумму 20,8 млн норвежских крон и является одним из основателей компании. Он также был менеджером платформы в Draugen.
Сам политик считает, что может позволить себе задуматься над этим вопросом, поскольку он выдавал лицензии ветряным электростанциям в бытность министром нефти и энергетики.
«Он в правительстве, поэтому он не должен этого делать. Это не тот случай, когда человек внезапно становится частным лицом; ты все время министр. У него есть личная заинтересованность в этом деле, и я считаю само собой разумеющимся, что он не участвует в рассмотрении этого дела», — говорит бывший министр климата и окружающей среды Ола Эльвестуен.
В настоящее время Эльвестуен является членом комитета Стортинга по энергетике и окружающей среде. Коллега по комитету Ларс Халтбреккен также критически относится к двойной роли Бортена Мо.
«Министру следует быть очень осторожным, так много думая о развитии энергетики, которое явно укрепляет его интересы собственности», — говорит он.
По мнению Халтбреккена, очевидно, что всем сложно провести различие между Бортеном Мо как «бывшим министром, выдавшим лицензии, нефтяным инвестором и нынешним министром в правительстве, который будет рассматривать вопрос о демонтаже турбин».
Сам Бортен Мо говорит, что соблюдал все правила беспристрастности. А критику оппонентов назвал предсказуемой, так как «они оба против нефти и ветра».
«У меня есть очевидные личные интересы в силу того, что я являюсь потребителем электроэнергии в Трёнделаге, как и около полумиллиона других жителей Трёнделага. Более того, и это более важно, я давал лицензии как ответственный министр в то время. Норвежская общественность вправе ожидать, что я объясню, почему», — пояснил Бортен Мо.
По оценкам Trønderenergi, снос ветряных электростанций повысит цену на электроэнергию в этом районе примерно на 4 эре/кВтч. Со стороны Драугена увеличение расходов на электроэнергию составляет 12 миллионов норвежских крон в год.
«Я вижу проблему, но, вероятно, это больше этическая, чем юридическая проблема, когда он поясняет, что пишет как частное лицо, а не как член правительства», — говорит профессор административного права Ян Фритьоф Бернт.
Бернт указывает на то, что министр должен иметь право участвовать в обсуждении различных общественных вопросов, но желательно, чтобы он также заявлял о своей заинтересованности в конкретном вопросе.