Искусственный интеллект DeepMind обыграл человека в StarCraft 2
Возможности своего искусственного интеллекта (ИИ) в игре StarCraft 2 продемонстрировала компания DeepMind в трансляции на канале Blizzard сервиса Twitch 24 января, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
ИИ смог победить со счетом 4:1 профессионального игрока Гжегожа Коминча (псевдоним LiquidMaNa). Гжегож занимается киберспортом 12 лет, неоднократно попадал в тройку победителей соревнований по StarCraft 2 регионального уровня.
Следует оговориться, что единственная победа польского игрока над компьютером была заключительной в серии матчей. Гжегож обнаружил слабость стратегии ИИ в том, что последний бросал все силы на защиту своей базы даже в случае небольшой угрозы. Отвлекая таким образом компьютер, игрок смог накопить силы для решающей атаки.
В свою очередь, ИИ имел преимущество в микроуправлении, очень важном в StarCraft 2. Если у человека показатель отдаваемых за минуту команд (APM) постоянно находился на уровне 200–300, то ИИ в спокойной ситуации сохранял APM менее 100, но в критические моменты резко повышал его до 1000 и более. Такой разброс цифр дает основание предполагать, что в случае ИИ речь идет именно о числе полезных приказов в минуту.
Напомним, что DeepMind — это проект самообучающегося ИИ на основе нейронной сети и внешней памяти. Одноименная компания-разработчик была основана в 2010 году, а в 2014 году выкуплена Google.
Особенность DeepMind в том, что данный ИИ не специализирован под одну конкретную задачу, а относительно легко может быть обучен для решения самых разных задач. Так, в ходе предварительных тестов DeepMind обучили 49 старым видеоиграм, в 22 из которых он смог превзойти человека.
Вдобавок, разработчики DeepMind ставят себе цель научить свой ИИ понимать естественный язык человека и взаимодействовать с привычным человеку интерфейсом. Помимо прикладного использования, проект должен помочь лучше понять принцип работы человеческого мозга.
Конечно, развитие искусственного интеллекта, как и любое достижение прикладной науки, актуализирует известные проблемы современности от безработицы до гонки вооружений.
В то же время должно привлечь внимание, что DeepMind демонстрирует успехи в компьютерных играх, а не в реальных производственных, логистических или коммуникационных задачах, привлекая, таким образом, инвестиции за счет рекламы, а не за счет фактического увеличения производительности труда. Со стороны Blizzard, которая не занимается наукой, сотрудничество с DeepMind тоже представляется удобным информационным поводом для рекламы StarCraft 2 — и не более того.
Вспомним слова, с которых начиналось партнерство компаний: «StarCraft 2 — идеальная среда, которая позволит вывести исследования, связанные с созданием искусственного интеллекта, на новый уровень. Сложные правила игры в достаточной мере отражают многогранность и хаотичность реального мира». Очевидно, что это большое преувеличение, и StarCraft 2 является очень упрощенной моделью реальности, искусственно упорядоченной и сбалансированной таким образом, чтобы ставить посильные для игрока задачи и развлекать его.
Заметим также, что среди компьютерных игр StarCraft 2 не лучший выбор для сравнения ИИ и человека, поскольку эта стратегия с быстрым темпом игрового процесса, что подразумевает не только интеллектуальное, но и физическое состязание игроков в скорости и точности движений. Очевидно, что не имеющий рук и нервов ИИ бесконечно обходит по скорости действий живого игрока, что в данной игре дает ему большое преимущество.
В то же время существуют такие жанры компьютерных игр, как пошаговые и глобальные стратегии, где победа полностью определяется интеллектом и не зависит от физических способностей игрока. Это еще раз подтверждает, что StarCraft 2 был выбран именно в рекламных целях, за свою популярность, чтобы привлекать инвесторов громкими новостными заголовками.