Пакистан принял поправки в конституцию, ограничивающие деятельность судов

Изображение: Кадр видеозаписи интернет-митинга ПДС, www.youtube.com
Цифровой двойник Имрана Хана
Цифровой двойник Имрана Хана

Пакет поправок к конституции, которые не позволят судам страны выносить решения, «вмешивающиеся в работу парламента», 21 октября с небольшим перевесом одобрило правительство Пакистана.

Напряженность между государством и высшими судами страны обострилась после общенациональных выборов в феврале, которые были омрачены обвинениями в фальсификации, в то время как самый популярный политик страны экс-премьер-министр Имран Хан находился в тюрьме.

В соответствии с судебной реформой, принятой на ночном заседании парламента, главный судья Пакистана теперь будет избираться парламентским комитетом и иметь фиксированный срок полномочий в три года.

Также будет сформирован новый конституционный состав.

«Цель поправок — заблокировать судебные решения, которые вмешиваются в работу парламента», — заявил 19 октября министр обороны Асиф Хаваджа, в то время как правительство стремилось заручиться поддержкой небольших религиозных групп. «Все согласны с тем, что мы не пойдем на компромисс относительно верховенства парламента».

Партия премьер-министра Шехбаза Шарифа «Пакистанская мусульманская лига-Наваз» собрала большинство в две трети голосов при поддержке своего давнего соперника, ставшего партнером в данном вопросе, Пакистанской народной партии, а также религиозной партии, считающейся союзницей Хана.

Правительство получило 225 голосов из необходимых 224 при решающей поддержке горстки мятежных депутатов из партии Хана «Пакистан Техрик-и-Инсаф» (ПТИ), сообщили государственные СМИ, транслировавшие заседание.

По словам аналитиков, Партия Демократической партии (PTI), крупнейший блок в парламенте, отказалась поддержать пакет, несмотря на предложения смягчить поправки и заключить консенсусное соглашение.

«Эти поправки равносильны удушению свободной судебной системы. Они не представляют народ Пакистана», — заявил во время сессии Омар Аюб Хан из ПТИ, лидер оппозиции в Национальной ассамблее страны.

«Правительство, сформированное путем фальсификаций, не может вносить поправки в конституцию».

Поправки были внесены всего за несколько дней до того, как главный судья Верховного суда Кази Фаез Иса должен уйти в отставку.

Согласно предыдущей редакции законодательства, его автоматически заменил бы следующий за ним по старшинству судья — в настоящее время это Мансур Али Шах, который неизменно выносил вердикты, считавшиеся благоприятными для Хана и его партии.

Аналитик Билал Гилани, возглавляющий ведущее пакистанское агентство по проведению опросов общественного мнения, заявил, что поправки имеют некоторые «преимущества», в том числе вносят баланс в активность судебной системы.

«Более зловещая сторона этой поправки заключается в том, что судебная система становится более сговорчивой по отношению к интересам правительства», — добавил он.

Напомним, Наваз Шариф возглавляет шаткое коалиционное правительство, пользующееся поддержкой могущественных военных, несмотря на то, что депутаты Хана получили большинство мест на выборах в феврале.

В июле Верховный суд постановил, что Избирательная комиссия Пакистана поступила неправильно, отстранив партию Хана от участия в предвыборной кампании, заставив своих депутатов баллотироваться в качестве независимых кандидатов из-за имевших место технических нарушений.

Он также предоставил партии Хана несколько невыборных мест, зарезервированных для женщин и религиозных меньшинств, что дало бы партии Хана большинство в парламенте.

Напомним также, ранее в этом году шесть судей Верховного суда Пакистана обвинили разведывательное управление страны в запугивании и принуждении их в связи с «политически значимыми» делами.

Хан по-прежнему пользуется огромной популярностью и продолжает бросать вызов истеблишменту частыми протестами своих сторонников, несмотря на то, что сидит в тюрьме по обвинениям, которые, по его словам, являются политически мотивированными.

В 2022 году он был отстранен от власти в результате вотума недоверия, вынесенного парламентом, после того впал в немилость у армейской верхушки.

Он развернул резкую кампанию критики против армии, что вызвало жесткие репрессии против его руководства и сторонников.