Ученые оценили опасность мутаций штамма коронавируса «Лямбда»

Изображение: Мария Лапухина © ИА Красная Весна
Коронавирус

Мутации вируса, обнаруженные в южноамериканском штамме SARS-CoV-2 под названием «Лямбда», обычно приводят к улучшению возможности проникновения в человеческую клетку, но для оценки опасности этого варианта нужны дополнительные эксперименты, заявил руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков, пишет 29 июня газета «Известия».

Отмечается, что впервые штамм коронавируса «Лямбда» выявили Южной Америке. В настоящее время он обнаружен в в 26 странах мира, в том числе в Перу, Аргентине, Чили, Бразилии, Эквадоре, США, Австралии, Германии, Испании, Великобритании. Ученые из Южной Америки пишут, что именно с растущей распространенностью варианта «Лямбда» связана критическая ситуация в системе здравоохранения и рост смертности в регионе.

Бразильские генетики сообщали о новой мутации S-белка в этом штамме: Δ246-252. Как сообщали перуанские ученые, другие мутации в белке шипа коронавируса связаны с распространенными инфекциями у пациентов с подавленным иммунитетом.

«Пока не представляется возможным сказать, к каким именно изменениям приведет эта мутация, но любая мутация в RBD-домене (рецептор-связывающий домен, который отвечает за соединение коронавируса с клеткой организма человека, — „Известия“) обычно приводит к улучшению возможности проникновения в клетку и ускользания от антител. Но это еще требуется доказать с помощью дополнительных экспериментов», — заявил руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.

По словам Волчкова, штамма «Лямбда» можно было бы опасаться, если бы не индийский штамм «Дельта», который будет с ним конкурировать. «Их противоборство можно было бы увидеть, если есть страны, где представлен и тот, и другой вариант SARS-CoV-2. Судя по базе, эти штаммы встречаются в некоторых европейских странах. Но, если судить по тому, насколько быстро сейчас распространяется вариант „Дельта“, он посильней», — высказал предположение Волчков.

Газета сообщает, что специалисты из Бразилии отметили способность штамма «Лямбда» к быстрому распространению и пониженной чувствительности к нейтрализации антителами. Ученые из Аргентины сообщили, что у них на глазах «Лямбда»-штамм начал побеждать британский. Этот вариант был наиболее часто обнаруженным «из в общей сложности 2238 образцов, проанализированных посредством активного наблюдения с помощью секвенирования Spike или всего генома».

Как сообщил профессор кафедры геномики и биоинформатики СФУ, профессор Геттингенского университета Константин Крутовский, у штамма «Лямбда» есть множество мутаций. Некоторые из этих мутаций присутствуют в штаммах, которые характеризуются повышенной инфекционностью.

«Для нового варианта „Лямбда“ характерна делеция в гене ORF1a — Δ3675-3677, приводящая к выпадению трех аминокислот. Этот ген кодирует несколько важных для вируса белков. Эта делеция присутствует также в „Альфа“ (британский вариант), „Дельта“ (южно-африканский) и „Гамма“ (другой бразильский) штаммах с повышенной инфекционностью и классифицируемых ВОЗ как варианты, вызывающие озабоченность», — сообщил Крутовский.

Профессор отметил, что у штамма «Лямбда» есть новая делеция Δ246-252, которая приводит к выпадению семи аминокислот, а также множественные значимые мутации в гене шипа, которые вызывают замены аминокислот в шиповидном белке, ответственном за связывание вируса с рецепторами на поверхности клеток человека.

Крутовский подчеркнул, что названные мутации дополняют 19 других мутаций. Он сообщил, что изменения L452Q и F490S находятся в самом важном районе шиповидного белка — рецептор-связывающем домене (RBD), при этом мутация F490S связана с пониженной чувствительностью к нейтрализации антител.

По словам профессора, пока неизвестно, является ли штамм «Лямбда» более инфекционным или патогенным, чем другие варианты, а также способен ли он избегать действия антител, выработанных после получения доступных вакцин.