Ученые выявили организмы, способные справиться с сибирским шелкопрядом
Наиболее эффективных для борьбы с сибирским шелкопрядом паразитоидов выявила в результате исследований международная группа ученых, в число которых вошли специалисты из ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» (КНЦ СО РАН), 23 апреля сообщает пресс-служба центра.
В процессе сбора данных ученые обнаружили 16 видов паразитоидов сибирского шелкопряда и изучили, какое влияние каждый из них оказывает на смертность этого опасного вредителя сибирских лесов.
Полученные в результате проведенного исследования данные будут полезны при разработке стратегий контроля численности сибирского шелкопряда, одного из основных вредителей хвойных лесов азиатской части России, вспышки распространения которого приводят к массовой гибели деревьев и огромным экологическим и экономическим потерям.
Такие вспышки могут одновременно охватить миллионы гектаров лесов, и их прекращение требует серьезных затрат на обработку лесов инсектицидами с самолетов.
Для данного исследования специалисты КНЦ СО РАН с коллегами собрали данные из архивных коллекций, литературных данных по Северной Азии и своих недавних полевых исследований в различных регионах Сибири и Дальнего Востока о разнообразии паразитов сибирского шелкопряда за последние 118 лет, после чего изучили влияние различных паразитов на смертность сибирского шелкопряда и возможные способы их использования в борьбе с вредителем.
Паразитоиды, ставшие предметом исследования коллектива ученых, представляют собой организмы, личинки которых живут за счет хозяина. Они являются основными природными врагами насекомых-вредителей.
Исследователи проанализировали характеристики 630 свежесобранных и 230 архивных экземпляров паразитоидов. Их виды ученые идентифицировали как с помощью классического морфологического анализа, так и методом ДНК-баркодинга (определяет принадлежность организма к определенному таксону по коротким генетическим маркерам в ДНК).
Выявленные наиболее эффективные для борьбы с сибирским шелкопрядом виды паразитоидов уничтожают как яйца, так и гусениц вредителя, регулируя его популяцию. При этом некоторые виды могут уничтожить более 50% его яиц. Есть виды, способные уничтожить до 70% личинок. А паразитические мухи-тахины способны погубить до 90% куколок сибирского шелкопряда.
Ученые считают, что подробные исследования возможностей естественных врагов сибирского шелкопряда являются важной задачей при разработке эффективных программ биоконтроля популяций этого лесного вредителя.
Ведущий научный сотрудник Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН доктор биологических наук Наталья Кириченко рассказала о проделанной международной группой ученых работе:
«За последние три года вспышки сибирского шелкопряда зафиксированы в Иркутской области, Республике Бурятия, Республике Саха и Алтайском крае. Их экономические и экологические потери уже заметны, хотя они еще не достигли своего пика. Мы составили список паразитоидов, связанных с сибирским шелкопрядом, в азиатской части России, восточных регионах Казахстана, Монголии, Китая и Кореи. Кроме того, мы оценили вклад некоторых видов паразитоидов в смертность вредителя».
В результате исследования было установлено, что важную роль в регуляции численности сибирского шелкопряда играют паразитоиды, вызывая значительную гибель яиц, гусениц и куколок сибирского шелкопряда. Поэтому, считает специалист, они «должны быть дополнительно изучены для разработки эффективных программ биоконтроля».
Результаты исследования ученые представили в статье «Разнообразие паразитоидов и их роль в борьбе с сибирской молью Dendrolimus sibiricus (чешуекрылые: Lasiocampidae), основным вредителем хвойных деревьев в Северной Азии», опубликованной в журнале Life.
В научную команду авторов-исследователей вошли ученые из Сибирского федерального университета, ФГБУ «Всероссийский центр карантина растений», ФБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства», Зоологического института РАН, Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений, ФБУ «Российский центр защиты леса», МГУ им. М. В. Ломоносова, Института биоразнообразия провинции Онтарио при Университете Гуэлфа (Канада), Европейско-средиземноморской организации по защите растений ЕОКЗР (Франция).