В свободе слова в Узбекистане наблюдается откат назад — мнение
Откат назад в свободе слова в Узбекистане произошел за последние несколько лет, заявил посол Великобритании в Ташкенте Тим Торлоу в своем интервью. Интервью опубликовал 4 апреля блогер Кирилл Альтман.
«Честно говоря,[свобода слова] — это одна из тех сфер [в Узбекистане], в которых за последние пару лет скорее произошел откат назад», — сказал Торлоу.
Он отдал должное тому, что в Узбекистане есть сильные подвижки в сфере свободы слова. По его мнению, нет уверенности в том, «что проводилось бы это интервью шесть лет назад, и даже если бы проводилось, задавались бы другие вопросы, а я бы давал другие ответы. И долго бы оно не продлилось».
Он отметил появление «замечательных независимых журналистов, интересных онлайн-медиа — kun.uz, gazeta.uz» (одни из онлайн-медиа в Узбекистане — прим. ИА Красная Весна).
Торлоу отметил, что в «откате назад» не виновато правительство Узбекистана, дело скорее в том, что появилось много блогеров с неприятным мнением.
«Не думаю, что дело именно в правительстве. Появилась достаточно неприятная блогосфера, которая атакует свободомыслящих журналистов, например. Это ситуацию не улучшает», — сказал Торлоу.
Торлоу также отметил, что в Узбекистане на журналистов оказывается давление.
«Мы видим случаи преследования журналистов, в том числе физическое насилие», — сказал Торлоу.
По вопросу блогеров Торлоу отметил, что общественное мнение может быть достаточно резким.
«Блогеры не всегда провокационны, но вместе с блогосферой всегда появляется место для резких высказываний со всех сторон политического спектра. Также появляются мерзкие высказывания, разжигающие ненависть, кибербуллинг и т. д., что неприятно и неприемлемо», — сказал Торлоу.
Торлоу указал тот путь, которым следует двигаться Узбекистану для обретения полной свободы слова.
«Законодатели должны решить, как мы будем разбираться с этими проблемами, но для этого необязательно ограничивать свободу слова, нам всем непросто с этим справиться, — сказал Торлоу, — нужно определять то в законодательстве, а суды должны защищать и анализировать, где пролегает эта линия. Всё это открытые обсуждения, которые идут в настоящий момент».
На вопрос ведущего о том, как относятся к свободе слова на Западе, если там запрещаются российские СМИ, Тим Торлоу ответил, что «Россия сейчас — отдельный случай», так как, по мнению Торлоу, Украина — это суверенная территория. На вопрос о том, что во время вторжения армии США и НАТО в Ирак, в Ливию, в Сирию репрессий против СМИ на Западе не наблюдалось, Тим Торлоу рассказал, как он учил русский язык в украинской семье в 2018 году, и что он знает правду об Украине.
«Мы полагаемся на свободную прессу, полагаемся на большую журналистику, чтобы они раскрыли правду о том, что сейчас происходит», — отметил Торлоу.
Примечательно, что Тим Торлоу назвал именно те онлайн-медиа в Узбекистане, которые освещают ситуацию на Украине в основном на базе информации с украинских сайтов. Другие медиа, дающие более объективную картину, Торлоу не вспомнил.
По поводу «неприятной блогосферы» — Торлоу противоречит сам себе. Если блогосфера не зависит от правительства, то это действительно независимая журналистика. И дело не в призывах к насилию, дело в том, что мнение общества не входит в понятие «независимой журналистики» для Торлоу. Вообще, смысл понятия «независимость» сильно искажен в современном мире, обычно это означает неподконтрольность национальным силам и подконтрольность внешним силам. Настоящая свобода Торлоу не интересует, и он это хорошо показал.
Очевидно для Торлоу, что публичные деятели не должны нести ответственность за свои слова перед обществом, иначе откуда жалобы на мерзкие высказывания блогосферы? То, что ложь сказана профессиональным языком, не делает ее более терпимой для общества. А за резкими высказываниями может скрываться мнение общества. Что касается откровенных подлецов, которые оскорбляют в интернете всех подряд, надеясь на свою анонимность, то в Узбекистане показательно проводится поиск и задержание таких людей, и безответственности в словах блогеров все меньше.
Торлоу откровенно рассказал о том, что «свободная журналистика» фактически является оружием Запада. Запад стремится на монополию в сфере свободной журналистики также, как когда-то стремился к монополии на ядерное оружие. Именно поэтому, когда Россия начала использовать свои СМИ для противодействия западным СМИ, Запад просто уничтожил российские СМИ.