В Шотландии национализируют железные дороги
Национализацию сети железных дорог запланировало правительство Шотландии, 16 мая пишет The Telegraph.
Перевод дорожной сети под контроль администрации авттономии предполагается начать в 2022 году. Официально сообщается, что такое решение было принято в связи с многочисленными жалобами на качество работы оператора — голландской компании Abellio.
На деле, как сообщается, первый министр Шотландии Никола Стерджен намерена «наложить лапу» на многомиллиардные инвестиции в развитие сети вокзалов и станций, которые правительство Великобритании пообещало вложить в шотландские железные дороги в рамках программы прямых инвестиций. Эта программа означает, что деньги будут передаваться непосредственно операторам дорог, минуя правительство Шотландии, что вызывает острое недовольство Николы Стерджен.
Решение о национализации железных дорог поставило правительство автономии на грань конфликта с профсоюзами.
«RMT поддерживает передачу [автономиям] определенных полномочий в рамках системы железных дорог в контексте национальной системы железных дорог, находящейся в государственной собственности, а также проводит кампанию за то, чтобы правительства Шотландии и Уэльса имели право управлять своими пассажирскими перевозками, — сказал Мик Линч, генеральный секретарь профсоюза RMT. — Мы хотим, чтобы железная дорога была более подотчетной и отзывчивой. Но вместе с шотландским TUC мы выступаем против любых попыток разделить области владения железнодорожной инфраструктурой с правительством Великобритании».
По мнению профсоюзов, после частичного перехода железных дорог под контроль правительства Шотландии может сократиться поток финансирования со стороны правительства Великобритании в рамках программы модернизации национальной дорожной инфраструктуры.
Железнодорожные перевозки в Шотландии в настоящий момент затруднены из-за забастовок, проводимых профсоюзом RMT по поводу оплаты и условий труда. Сегодня работники ScotRail проведут новые акции протеста. Профсоюзы выступают за передачу оперативного управления железными дорогами сторонним операторам и подвергают сомнению качество управления государственными структурами.
Со своей стороны, Шотландская национальная партия настаивает на том, что перевод железных дорог в государственную собственность сэкономит налогоплательщикам миллионы фунтов стерлингов и позволит министрам декарбонизировать сеть к 2035 году.
Вместе с тем, специалисты опасаются, будет ли эффективным такое управление в долгосрочной перспективе. Судоверфь в Глазго после национализации в 2019 году за четыре месяца госуправления потеряла 100 миллионов фунтов стерлингов.