1. Экономическая война
  2. Нефть
Хельсинки, / ИА Красная Весна

CREA подсчитал, кто сколько купил топлива у России за 100 дней спецоперации

Василий Перов. Толкучий рынок в Москве. 1868
Василий Перов. Толкучий рынок в Москве. 1868

Несмотря на надвигающиеся санкции и запреты на импорт, Россия экспортировала ископаемого топлива на $97,7 млрд за первые 100 дней с момента кризиса на Украине, в среднем на $977 млн в день, следует из последнего отчета финского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA).

За последние несколько лет мировой энергетический рынок пережил несколько циклических потрясений. Постепенное сокращение инвестиций в добычу нефти и газа, сопровождаемое сокращением добычи, вызванное пандемией, привело к сокращению предложения. Однако сейчас люди стали потреблять больше энергии, по мере восстановления экономики, а последние зимы оказались достаточно холодные. Следовательно, спрос на ископаемое топливо начал рости еще до Украинского кризиса, что в итоге усугубило рыночный шок, отмечает CREA.

Россия является третьим по величине производителем и вторым по величине экспортером сырой нефти. За 100 дней, прошедших с момента начала спецоперации, нефть была самым ценным ископаемым топливом, экспортируемым Россией, на ее долю приходилось $48 млрд, или примерно половина общего дохода от экспорта.

Также на Россию приходится 41% всего импорта природного газа в ЕС, а некоторые страны зависят почти исключительно от российского газа. Из $25 млрд, экспортированных по трубопроводу, 85% газа ушло в ЕС.

На долю блока ЕС приходилось 61% доходов от экспорта ископаемого топлива России в течение 100-дневного периода. Германия, Италия и Нидерланды — члены как ЕС, так и НАТО — были среди крупнейших импортеров, и только Китай превзошел их.

Согласно данным центра к крупнейшим покупателям российского ископаемого топлива можно отнести следующие страны:

— Китай приобрел за 100 дней спецоперации (с 24 февраля по 3 июня) топлива на 12,6 млрд евро.

— Германия — на 12,1 млрд евро.

— Италия и Недерланды — по 7,8 млрд евро каждая.

— Турция — около 6,7 млрд евро.

— Польша — 4,4 млрд евро.

— Франция — 4,3 млрд евро.

— Индия — 3,4 млрд евро.

Китай обогнал Германию в качестве крупнейшего импортера, импортируя в мае почти 2 миллиона баррелей российской нефти в день, что на 55% больше, чем год назад. Аналогичным образом, Россия превзошла Саудовскую Аравию в качестве крупнейшего поставщика нефти в Китай.

Наибольший прирост импорта пришелся на Индию, которая за 100-дневный период закупила 18% всего российского нефтяного экспорта. Значительное количество нефти, поступающей в Индию, реэкспортируется в виде продуктов переработки в США и Европу, которые пытаются стать независимыми от российского импорта.

В ответ кризис на Украине несколько стран предприняли жесткие действия против России, введя санкции на экспорт, включая ископаемое топливо. США и Швеция полностью запретили импорт российского ископаемого топлива, при этом ежемесячные объемы импорта снизились на 100% и 99% в мае по сравнению с моментом начала спецоперации.

В глобальном масштабе ежемесячные объемы импорта ископаемого топлива из России в мае снизились на 15%.

Также стоит отметить, что несколько европейских стран, в том числе некоторые из крупнейших импортеров, за 100-дневный период сократили поставки российского ископаемого топлива. Помимо коллективного решения ЕС снизить зависимость от России, некоторые страны также отказались от схемы оплаты в рублях, что привело к падению импорта.

Сокращение импорта, вероятно, продолжится. Недавно ЕС принял шестой пакет санкций против России, устанавливающий полный запрет на все российские нефтепродукты, доставляемые по морю. Запрет, который распространяется на 90% импорта нефти в ЕС из России, вероятно, полностью вступит в силу через шесть-восемь месяцев, что позволит выполнить существующие на текущий момент контракты.

В то время как ЕС постепенно отказывается от российской нефти, несколько европейских стран сильно зависят от российского газа. Полноценный бойкот российского ископаемого топлива также повредил бы европейской экономике — поэтому поэтапный отказ, вероятно, будет постепенным и зависит от меняющейся геополитической обстановки, отмечает исследовательский центр.