В Академии образования указали на проблемы цифровизации школ
Скорость внедрения цифровых продуктов в школы РФ выше, чем в других странах мира, но сами эти продукты небезопасны для учеников, заявила президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева 6 декабря на конференции «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании».
«Сегодня в колледжи, школы и вузы хлынуло огромное количество цифровых продуктов. Скорость их внедрения в России в последние годы даже превышает общемировую практику. Но не все из них можно безопасно использовать без профессиональной экспертизы и исследования компетентными специалистами», — отметила президент РАО.
По ее словам, во время массового перевода школ на онлайн-обучение у большинства школьников возникли проблемы с пониманием учебного материала, сама учеба стала занимать больше времени, чем раньше. Васильева привела данные исследования РАО, которые показали, что большинство детей (50,9%) использовали компьютерную технику для учебы более 6 часов в день, а менее 2 часов — только 7,2% школьников.
Чаще всего для дистанционного обучения дети пользовались смартфоном (52,4%). Ноутбук для онлайн-занятий применяли 37,9% школьников, персональный компьютер — 23,3%, а планшет — 12,1% учеников.
Президент РАО сообщила, что из-за повышенной нагрузки во время дистанционного обучения выросла утомляемость детей, что негативно сказалось на их психическом состоянии. Большинство школьников (60,2%) заявили, что стали плохо засыпать, более трети (36,1%) сообщили, что стали позже просыпаться, а 39,8% учеников рассказали о том, что сон стал беспокойным. Кроме того, школьники отмечали ухудшение физического здоровья, и только у 9,1% детей не было жалоб.
Ранее, 5 декабря, Ольга Васильева сообщила, что ученые РАО провели исследование, показавшее, что во время пандемии замедлилось когнитивное развитие детей.
Напомним, 14 сентября 2020 года Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей министерства здравоохранения РФ опубликовал результаты исследования показавшего, что практика перехода на дистанционное обучение детей во время пандемии коронавирусной инфекции доказала, что безопасных для здоровья современных технологий онлайн-обучения не существует. Ученые сообщили, что во время вынужденного дистанционного обучения у 83,8% школьников возникли неблагополучные психические реакции пограничного уровня.
Вскоре после публикации нормативов куратор исследования член-корреспондент РАН и РАМН Владислав Кучма был уволен с должности директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, который возглавлял свыше 20 лет.
1 сентября 2021 года глава Совфеда Валентина Матвиенко сообщила, что переход на дистанционный формат работы школ во время пандемии подтвердил эффективность цифровизации образования.