Исследователи выяснили эффект от применения искусственного интеллекта в РФ

Изображение: Pexels, pixabay, cc0
Диаграмма
Диаграмма

На конец 2020 года более 85% крупных организаций в России уже реализовали или пилотируют решения с применением искусственного интеллекта (ИИ), суммарный финансовый эффект составил 60 млрд руб., выяснили аналитики агентства TAdviser совместно с Ростелекомом. Результаты исследования опубликованы 1 декабря на сайте TAdviser.

Специалисты ставили целью изучить уровень проникновения решений с использованием ИИ на российском рынке и получаемые от них эффекты. Было опрошено 100 российских компаний (в том числе ведущих операционную деятельность в России зарубежных предприятий) в крупном и верхнем сегменте среднего бизнеса, которые действуют в более 10 отраслях экономики (финансы, телеком, промышленность, ритейл, госсектор и другие отрасли).

Более 85% опрошенных компаний в 2020 году уже используют, либо пилотируют технологии ИИ для оптимизации внутренних бизнес-процессов. Еще 9% от всех компаний планируют внедрять такие решения в ближайшие два года.

Отмечается, что более 70% компаний получают финансовые эффекты от внедрения ИИ-решений. Совокупный эффект от внедрения ИИ в опрошенных компаниях за 2019 год составил 60 млрд руб. Для большинства компаний сумма полученных эффектов находится в диапазоне от 50 млн руб. до 500 млн руб. (в зависимости от размера компании это составляет от 0,1% до1% от выручки). 3% компаний сообщили об эффекте в размере более 10 млрд руб.

При этом 93% респондентов утверждают, что не сокращали рабочие места из-за внедрения ИИ. Средний размер внутренних команд data scientists в компаниях, получивших максимальный эффект от внедрения ИИ-решений, составляет от 30 до 100 сотрудников.

Российские организации (включая ведущие операционную деятельность в России зарубежные предприятия), применяющие в том или ином объеме ИИ-решения для оптимизации внутренних бизнес-процессов, представляют в основном финансовый сектор, ритейл, телеком, ИТ, промышленность и нефтегазовую отрасль. 22% от общего числа компаний, использующих ИИ-решения, создают их исключительно самостоятельно, 24% приобретают их у внешних игроков, а большинство (54%) используют оба варианта.

Компании, не использующие ИИ-решения, объясняют это непониманием возможного эффекта от них (42%), а также низкой рентабельностью таких проектов (41%). Еще 17% из них отмечают недостаток масштаба для ощутимого эффекта от внедрения.

30% опрошенных компаний занимается разработкой ИИ-решений для продажи. Из них 70% специализируются на рекомендательных системах и системах поддержки принятия решений; 55% — на технологиях компьютерного зрения и 48% — на обработке естественного языка, 34% — на распознавании речи.

Отмечается, что компании традиционно закрывают свои показатели выручки от продаж ИИ-решений. В ряде случаев это обусловлено поставкой ИИ-решений в составе комплексных проектов, что делает сложным выделение из общей стоимости только этой части.

Вице-президент по стратегическим инициативам компании «Ростелеком» Борис Глазков в интервью TAdviser подчеркнул, что ИИ внедряется везде, где есть информация в цифровом виде. «Основными драйверами рынка ИИ в России являются финансовый сектор и ритейл. Эти отрасли исторически ориентированы на хранение и обработку информации в цифровом виде, а присущая им массовость обслуживания обеспечивает большие выборки данных», — сказал он.

Глазков добавил, что за последние 10-15 лет наблюдается движение в сторону интеллектуализации промышленных предприятий в нефтегазовой отрасли, металлургии. Там внедряются различные системы цифровой обработки информации и управления (АСУ ТП и другие системы поддержки производственных процессов).