Ковальчук: в США так и не смогли определить сплав для двигателей РД-180
Ученые из США не смогли определить состав сплава, применяемый в ракетных двигателях РД-180, заявил президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук 8 апреля во время открытой лекции «Природоподобные технологии и решение проблем современного мира» в Политехническом университете Петра Великого.
«До сих пор американцы покупают наши ракетные двигатели РД-180, <…> мы их продаем много лет. Они его [двигатель] разбирают, собирают, разбирают, собирают, а металл сделать не могут», — сказал Ковальчук.
По его словам, сложно создавать сплавы, необходимые для применения в производстве двигателей для космической и авиастроительной отраслей. За счет этой сложности ограничивается число стран, способных произвести двигатели для истребителей.
«Вы, сидя в самолете у крыла, никогда не задумываетесь, что рядом крутится турбина. Турбина состоит из множества металлических лопаток… это такой маленький кусочек металла», — рассказывает Ковальчук.
По словам спикера, эти кусочки металла испытывают «дичайшие» механические нагрузки, поскольку крутятся с огромной скоростью в раскаленном газе с температурой более 2 тыс. градусов. Достаточно оторваться всего одной лопатке, чтобы самолет рухнул или развалился.
«Но [турбинная лопатка] крутится на протяжении многих… тысяч часов, самолет летает по много лет, а почему — потому что можно сделать сплав. Так вот, мало кто может это сделать и сегодня», — пояснил Ковальчук.
Напомним, в июне 2022 года бывший тогда генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин говорил, что у США остались четыре российских двигателя РД-181, предназначенные для ракет Antares, используемые для запуска грузовых кораблей Cygnus. На этих кораблях осуществляется доставка грузов к МКС. В ответ на введенные против России санкции госкорпорация прекратила поставки ракетных двигателей РД-180 и РД-181.