Современный философ: Короленко дает нам пример духовного лидерства

Изображение: Рисунок В.Г. Короленко
Вид на слияние Оки и Волги. Собор Александра Невского.
Вид на слияние Оки и Волги. Собор Александра Невского.
Вид на слияние Оки и Волги. Собор Александра Невского.

Мнение о творчестве В.Г. Короленко высказал профессор Нижегородского госуниверситета Владимир Козырьков 24 апреля в кулуарах конференции «Наследие В.Г. Короленко. Стратегии гуманизма» в беседе с корреспондентом ИА Красная весна.

— В чём Вы видите актуальность личности и творчества В.Г. Короленко для современной российской философии? Не является ли нынешнее мероприятие только формальной данью памяти нашему великому писателю?

Безусловно, историю надо помнить и надо отдавать дань уважения ее выдающимся деятелям, к числу которых, несомненно, принадлежит Владимир Галактионович. А то мы как-то подзабыли за суетой, что у нас не только великая история экономическая, военная, научная, но и духовная. А Короленко, несомненно, духовный лидер, один из них. Причем не идеологизированный, не политизированный, не входящий ни в какую партию. Он мог противостоять любому, отстаивая этическую линию, достаточно им выстраданную. Выстраданную в ссылках и столкновениях. Поэтому полагаю, что мы еще не до конца осознали и использовали его опыт как духовного лидера. Да и само понятие духовного лидерства у нас не очень-то осмысленно. Лидерство у нас понимается прежде всего как политическое. Начиная с Радищева духовные лидеры у нас либо ссылаются, либо объявляются сумасшедшими, как Чаадаев, либо третируются, как Толстой и Короленко. В таком случае страдает и культура, и народ. А Короленко — выходец из народа, немало пострадавший и знающий народные заботы. Этим он близок к Достоевскому.

Именно Короленко после февральской революции 1917 года, когда решили, что Россия должна стать республикой, был выдвинут единственным кандидатом на пост президента. Это, пожалуй, единственный случай в его жизни соединения духовного лидерства с политическим. Хотя он всегда занимал активную жизненную позицию. И с голодом боролся, и за ученых выступал, был близок Горькому, который считал его своим учителем.

— А почему Короленко актуален в ХХI веке?

Ну, если брать информационные технологии и все эти постмодернистские штучки, они, конечно, что-то дают, но многое и разрушают, и чему-то не дают сформироваться в человеке, в личности. Личность теряется в этих технологиях, утрачивает ориентиры, нравственные прежде всего, мировоззренческие. И здесь спасением является опора на те формы духовной культуры, которые у нас уже сложились. То есть Короленко как представитель классического модерна может стать точкой опоры в противостоянии тем разрушительным постмодернистским тенденциям, которые врываются в современное общество, уничтожая его. Он один из ярких представителей русской духовности, и он еще очень нам будет нужен.

Напомним, что 24 апреля начала свою работу Всероссийская междисциплинарная конференция «Наследие В. Г. Короленко. Стратегии гуманизма». Представители различных отраслей гуманитарного знания высказали свои мнения о великом русском публицисте. 25 и 26 апреля конференция продолжит работу.