Исследователи установили личность матери Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Середина 1490-х годов
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Середина 1490-х годов

Мать Леонардо да Винчи Катерина была черкешенкой по национальности, похищенной в юном возрасте в Приазовье и проданной в рабство флорентийским купцам, заявил известный итальянский исследователь жизни и творчества Леонардо да Винче Карло Вечче. Об этом 14 марта сообщает AGI.

На основе вновь обнаруженных документов и уже имеющихся рукописей историк реконструировал детали биографии матери величайшего художника, скульптора, естествоиспытателя и ученого эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи.

Ранее было известно, что Леонардо — внебрачный сын молодого флорентийского нотариуса по имени Пьеро и женщины по имени Катерина. Всё что о ней было известно, кроме ее имени, — это то, что вскоре после рождения Леонардо она вышла замуж за безвестного крестьянина из Винчи. Несомненно только то, что в формировании необыкновенного внутреннего мира ее сына, его неиссякаемой жажды знаний и свободы фигура матери должна была сыграть решающую роль.

В течение нескольких лет в научных кругах циркулировала гипотеза о том, что Катерина была рабыней: гипотеза почти недоказанная, но вполне правдоподобная.

Средневековая Флоренция активно занималась работорговлей, спрос был прежде всего на молодых женщин, предназначенных стать служанками, сиделками, а также наложницами, сексуальными рабынями, которые, даже забеременев, продолжали быть полезными, становясь после родов кормилицами господских детей.

Ранее неизвестный документ, который Карло Вечче нашел в Государственном архиве Флоренции, представляет собой акт об освобождении рабыни Катерины ее покровительницей — монной Джиневрой -, которая двумя годами ранее сдала ее в качестве кормилицы некоему флорентийскому рыцарю. Документ подписан нотариусом Пьеро да Винчи, отцом Леонардо.

«Мы находимся в старинном флорентийском доме за Санта-Мария-дель-Фьоре, начало ноября 1452 года: Леонардо всего шесть месяцев, и он наверняка тоже там, на руках у матери. Редко в трудах молодого, но уже точного нотариуса бывает столько ошибок, столько оплошностей, сколько в этот раз. Эта рабыня — Катерина, девушка, которая подарила ему свою любовь, а этот ребенок — его сын. Рука Пьеро дрожит, им овладевает неведомая эмоция. Даже дату он записал с ошибкой, настолько, но был в тот день взволнован»,  — рассказывает Вечче.

По его словам, Катерина попала во Флоренцию благодаря мужу ее покровительницы, старому флорентийскому авантюристу по имени Донато, который уже эмигрировал в Венецию. Перед смертью в 1466 году Донато оставил все свои деньги небольшому монастырю Сан-Бартоломео-а-Монтеоливето за пределами Порта-Сан-Фредиано на строительство семейной часовни и склепа. Доверенным нотариусом выступал, как обычно, Пьеро да Винчи.

Вечче считает, что неслучайно свою первую работу Леонардо выполнил именно для этой часовенки Благовещения.

Из документа Пьеро да Винчи следует, что отцом Катерины был некий Яков, а сама она из черкесов. Из чего следует, что Леонардо итальянец лишь наполовину. Для другой половины, может быть, лучшей, он сын рабыни, иностранки, которая не умела ни читать, ни писать и почти не говорила на итальянском.

Какую колыбельную пела она ему, чтобы он заснул? Что она рассказала ему о своем происхождении, о сказочных местах, где она родилась, о древних сагах о своем потерянном народе? — задается вопросом историк.