«Военные мемориалы»: Минобороны Чехии в суде будет отвечать за свои слова

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Памятники карателям на земле их жертв
Памятники карателям на земле их жертв
Памятники карателям на земле их жертв

Встреча российско-чешской межправительственной комиссии по уходу за мемориалами в 2019 году не состоится, пока Министерство обороны Чехии не «одернет» своего представителя Павла Филипека, обвинившего Россию в расхищении денег, выделенных чешской стороной на установку памятников белочехам, заявил замдиректора ассоциации «Военные мемориалы» Василий Толочко, 25 августа сообщает чешское издание Lidové noviny.

В интервью чешскому изданию Толочко сообщил, что речь идет о средствах, которые Минобороны Чехии выделило в 2003–2004 годах. Обвинив в воровстве российскую сторону, Филипек не потрудился предоставить доказательства. По словам Толочко, к пяти миллионам чешских крон, выделенных на памятник во Владивостоке, российская сторона прибавила своих три миллиона рублей на установку памятных табличек чешским легионерам.

И когда «Военные мемориалы» предъявили чешской стороне акт приемки памятника во Владивостоке, подписанный также и представителями Чехии, Филипек начал еще более резко высказываться на эту тему в своих интервью. Представители России написали обращения в Минобороны Чехии, чтобы те прокомментировали слова Филипека и объяснили, является ли эта позиция официальной.

«Позиция российской стороны такова: господа чехи, определитесь, кто такой для вас Филипек. Либо мы услышим: „Да, Филипек прав, и его обвинения обоснованы“. Либо нам скажут, что он был неправ, и отправят на заслуженный отдых. Только после этого мы займемся поиском выхода из сложившейся ситуации», — подчеркнул Толочко.

Российский представитель сообщает, что чешская сторона проигнорировала данное обращение, лишь непосредственный начальник Эдуард Стеглик — директор отдела военных ветеранов Минобороны ЧР заявил, что не находит в словах Филипека ничего особенного, чем косвенно поддержал высказывание Филипека о воровстве российской стороны.

«Господин Филипек ставит под сомнение соглашение в целом, но этим вопросом следует заниматься президенту, премьеру или парламенту, а не одному представителю министерства», — считает Толочко.

Российская ассоциация «Военные мемориалы» хочет в суде защитить свое доброе имя. Она также надеется на дальнейшее сотрудничество с чехами, и на то, что ей удастся преодолеть сопротивление общественности в Самарской области, выступающей против установки памятника белочехам в Самаре и на станции Липяги. Тогда-то чешская сторона снимет обвинения с «Военных мемориалов» в подыгрывании самарской общественности.

В своем интервью Толочко опроверг мнение чешской стороны, что проблемы вокруг соглашения о взаимном уходе за памятниками и могилами, возникли после того, как руководство района Прага-6, на территории которого установлен памятник советскому маршалу Ивану Коневу, разместило на постаменте памятника «уточняющую» табличку, принижающую его роль в освобождении Праги от фашистов в 1945 году, и об якобы участии Конева в подавлении восстания в Венгрии в 1956 году, где также подчеркивается его участие в подготовке к «оккупации» Праги войсками Варшавского договора в 1968 году.

«В 1968 году Конев был уже на пенсии и никак не влиял на вооруженные силы. То же самое можно сказать и о 1956 годе. Решения тогда принимали другие люди. Если бы к нам обратились, мы могли бы с помощью наших историков сказать точно, где тогда был Конев. То же касается утверждений, что Прагу освободили власовцы или чехи своими силами», — сообщил в заключении Толочко.

Напомним, мэр Праги-6 Зденек Гржиба в начале августа заявил о том, что пражские горожане и примкнувшие к ним власовцы освободили чешскую столицу, а подошедшая 9 мая советская армия заняла город, когда самые тяжелые уличные бои были уже позади.

И что памятник Коневу — это собственность города Праги, и Россия не имеет на него никаких прав. А посему власти Праги вправе решать, что с ним делать. И что его давно пора убрать из центра. И что Конев хорошо бы смотрелся в музее рядом с розовым танком. И если России он так нужен, пускай российское посольство в Праге поставит его у себя в саду, а чешская столица больше не намерена тратить деньги на его защиту от вандалов и очистку после осквернения.