Историк осудил цивилизационный подход для формирования российской доктрины

Изображение: Александр Волков © ИА Красная Весна
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории СО РАН Сергей Андреенков
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории СО РАН Сергей Андреенков
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории СО РАН Сергей Андреенков

Понятие страны-цивилизации несет оборонительный, а не наступательный потенциал, заявил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории СО РАН Сергей Андреенков 12 ноября во время круглого стола «Доктрина „Россия — государство-цивилизация“ — ответ на вызов внешних угроз», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

«Понятие „цивилизация“ оборонческое, защитническое. [американский социолог Иммануил] Валлерстайн <…> называл цивилизационную идеологию идеологией слабых или периферийных стран и государств, которые хотят показать свою самостийность перед хозяином», — отметил Андреенков во время обсуждения курса «Основы российской государственности».

По его словам, цивилизационный подход ориентирован исключительно на решение внутренних проблем, а не глобальных задач. Он подчеркнул, что бессодержательность даваемых определений позволяет людям с позитивистским мышлением разделить российскую цивилизацию на другие отдельные цивилизации, такие как «сибирская цивилизация», «цивилизация Русского Севера» или «уральская цивилизация».

«Где Россия-то здесь?» — задается вопросом историк.

Также, по словам Андреенкова, в предлагаемом курсе не определены границы российской цивилизации. Он обратил внимание на тот факт, что своего территориального максимума Россия достигла до 1917 года. В то время в состав Российской империи входили территории современной Польши и Финляндии.

Напомним, поручение о создании курса «Основы российской государственности» президент России Владимир Путин подписал в январе 2023 года. По словам главы Минобрнауки России Валерия Фалькова, курс рассчитан на студентов вузов. Он необходим для формирования у студентов осознания принадлежности к российскому обществу и для развития их чувства гражданственности.