Ремонт дорог — дело нешуточное. Древние римляне для этого плавили железо

Изображение: Eric Poehler
колеи от древних колес на улицах Помпей
колеи от древних колес на улицах Помпей

Расплавленное железо использовалось жителями Помпей для ремонта дорог, утверждается в совместном исследовании историка Массачусетского университета в Амхерсте и его коллег, сообщает 15 мая Science Live.

Еще до того, как в 79 году нашей эры произошло знаменитое извержение вулкана Везувия, запечатленное Карлом Павловичем Брюлловым на картине «Последний день Помпеи», жители этого древнеримского города серьезно подходили к ремонту дорог.

Улицы Помпей были вымощены камнем, однако из-за постоянного движения транспорта дороги разрушались — образовывались глубокие колеи. Ремонт такого дорожного покрытия был совсем нетривиальной задачей.

«Одним из вариантов ремонта было полное восстановление камня — трудоемкий и дорогой процесс, блокирующий важные проходные маршруты в городе на месяцы», — говорится в исследовании.

Но даже камень не выдерживал постоянного движения многочисленных повозок. «Исследование в Помпеях показало, что особенно большие объемы движения, сконцентрированные на узких улицах, могут изнашивать даже вымощенную камнем поверхность всего за несколько десятилетий», — считают ученые.

Изображение: Eric Poehler
железные следы ремонта
железные следы ремонта

Однако жители Помпей не растерялись и создали совершенно неожиданный способ ремонта дорог. «Помпеи разработали еще один вариант (ремонта улиц) , который был гениальным и нетрадиционным: после разогрева железа или шлака, обогащенного железом, до расплавленного состояния, они делали сотни индивидуальных ремонтов — выливали металл на, внутрь и под брусчатку в самых важных улицах города», — пишут исследователи.

Помимо железа, ямы заполнялись камнями, кусочками терракоты, керамики и другими материалами. При охлаждении металл затвердевал, а дороги становились прочными. Такой метод ремонта был дешевле и быстрее полной замены каменной кладки.

«Как римляне вывозили на улицы Помпей плавленное железо, остается загадкой», — пишут исследователи.

Римляне должны были нагреть железо или железный шлак до 1100–1600 градусов по Цельсию, в зависимости от типа выплавляемого железа. Ученые отмечают, что восстановленные римские печи могли достигать этих температур.

Следы расплавленного металла обнаружены и на улицах, не нуждавшихся в ремонте. Скорее всего, это железо было просто случайно пролито при транспортировке.

Ученые предполагают, что расплавленный металл доставлялся с помощью государственных рабов и рабов магистратов (высокопоставленных чиновников).

Исследователи продолжают работу — они планируют проанализировать химический состав металла, чтобы узнать точное место его добычи. Также они продолжат подробное изучение помпейских улиц.

Напомним, недавно ученые из Университета Витватерсранда подробно проанализировали следы людей палеолита в пещере на севере Италии. На их основе было восстановлено поведение древних людей, впервые открывших новое убежище.

Читайте также: Пропажа Стоунхенджа, японские сани, Тутанхамон и тайная комната Сфинкса — археология за неделю