Ремонт дорог — дело нешуточное. Древние римляне для этого плавили железо

Изображение: Eric Poehler
колеи от древних колес на улицах Помпей
колеи от древних колес на улицах Помпей
колеи от древних колес на улицах Помпей

Расплавленное железо использовалось жителями Помпей для ремонта дорог, утверждается в совместном исследовании историка Массачусетского университета в Амхерсте и его коллег, сообщает 15 мая Science Live.

Еще до того, как в 79 году нашей эры произошло знаменитое извержение вулкана Везувия, запечатленное Карлом Павловичем Брюлловым на картине «Последний день Помпеи», жители этого древнеримского города серьезно подходили к ремонту дорог.

Улицы Помпей были вымощены камнем, однако из-за постоянного движения транспорта дороги разрушались — образовывались глубокие колеи. Ремонт такого дорожного покрытия был совсем нетривиальной задачей.

«Одним из вариантов ремонта было полное восстановление камня — трудоемкий и дорогой процесс, блокирующий важные проходные маршруты в городе на месяцы», — говорится в исследовании.

Но даже камень не выдерживал постоянного движения многочисленных повозок. «Исследование в Помпеях показало, что особенно большие объемы движения, сконцентрированные на узких улицах, могут изнашивать даже вымощенную камнем поверхность всего за несколько десятилетий», — считают ученые.

Изображение: Eric Poehler
железные следы ремонта
железные следы ремонта
ремонтаследыжелезные

Однако жители Помпей не растерялись и создали совершенно неожиданный способ ремонта дорог. «Помпеи разработали еще один вариант (ремонта улиц) , который был гениальным и нетрадиционным: после разогрева железа или шлака, обогащенного железом, до расплавленного состояния, они делали сотни индивидуальных ремонтов — выливали металл на, внутрь и под брусчатку в самых важных улицах города», — пишут исследователи.

Помимо железа, ямы заполнялись камнями, кусочками терракоты, керамики и другими материалами. При охлаждении металл затвердевал, а дороги становились прочными. Такой метод ремонта был дешевле и быстрее полной замены каменной кладки.

«Как римляне вывозили на улицы Помпей плавленное железо, остается загадкой», — пишут исследователи.

Римляне должны были нагреть железо или железный шлак до 1100–1600 градусов по Цельсию, в зависимости от типа выплавляемого железа. Ученые отмечают, что восстановленные римские печи могли достигать этих температур.

Следы расплавленного металла обнаружены и на улицах, не нуждавшихся в ремонте. Скорее всего, это железо было просто случайно пролито при транспортировке.

Ученые предполагают, что расплавленный металл доставлялся с помощью государственных рабов и рабов магистратов (высокопоставленных чиновников).

Исследователи продолжают работу — они планируют проанализировать химический состав металла, чтобы узнать точное место его добычи. Также они продолжат подробное изучение помпейских улиц.

Напомним, недавно ученые из Университета Витватерсранда подробно проанализировали следы людей палеолита в пещере на севере Италии. На их основе было восстановлено поведение древних людей, впервые открывших новое убежище.

Читайте также: Пропажа Стоунхенджа, японские сани, Тутанхамон и тайная комната Сфинкса — археология за неделю