Спрос на авиапутешествия возвращается, а самолетов не хватает
Нехватку пассажирских самолетов в мире, и в Азии в частности, констатирует 28 декабря The Japan Times.
«По мере того, как туризм восстанавливается и даже Китай снимает последние ограничения, связанные с COVID-19, начинает проявляться суровая правда — миру отчаянно не хватает самолетов» — пишет колумнист японского англоязычного издания Анураг Котоки.
Перевозчики от United Airlines Holdings до Air India размещают и планируют разместить заказы на сотни реактивных самолетов, Boeing и Airbus потирают руки, но ограничения в цепочке поставок означают, что эти самолеты не будут поставлены заказчикам и через несколько лет. По оценкам, в настоящее время объем невыполненных заказов составляет 12 720 самолетов.
Все это означает, что заоблачные цены на авиабилеты, на которые люди горько жаловались в течение последних нескольких месяцев, никуда не денутся, и ситуация может даже ухудшиться.
«Люди привыкли к более низким тарифам во время пандемии, а повторное открытие Китая усугубит ситуацию», — говорит Аджай Автани, основатель веб-сайта для часто летающих пассажиров LiveFromALounge.com. «Здесь играют не только нехватка самолетов, но и другие факторы, такие как цены на нефть».
Boeing и Airbus, авиастроительные гиганты, которые в значительной степени пользуются дуополией, поставляя пассажирские самолеты, распродали свои самые популярные узкофюзеляжные модели как минимум до 2029 года.
Увеличение спроса со стороны авиакомпаний по мере того, как люди с новыми силами поднимаются в небо, а перевозчики стремятся обновить устаревающие автопарки, создается дефицит компонентов во всей цепочке поставок, усугубляемый и нехваткой рабочей силы.
Ранее в этом месяце Airbus отказался от своего плана поставки 700 реактивных лайнеров в этом году, сославшись на проблемы с цепочкой поставок, и ранее предупреждал, что скачок цен на энергоносители особенно сильно ударит по более мелким, энергоемким производителям, таким как производители литья и поковок.
По словам основателя Air Lease и легендарного имени в авиации Стива Удвар-Хейзи, каждый самолет, доставленный одному из крупнейших в мире арендодателей за последние два года, опоздал.
«Мы не получили ни одного самолета вовремя, будь то 737 Max или 787 или A330, A350», — сказал он. «И худшим был A321neo. У нас были задержки на целых шесть или семь месяцев, если сравнивать месяц поставки по контракту с фактической доставкой».
Тысячи самолетов, которые перевозчики хранят в пустынях по всему миру, поскольку с COVID-19 поездки прекратились, а страны закрыли границы, также способствуют дефициту авиапарков. Сотни самолетов не были возвращены в строй, либо потому, что они теперь нуждаются в интенсивном техническом обслуживании после столь долгого неиспользования, либо потому, что авиакомпании планируют постепенно отказаться от них.
Это также может означать полеты на старых самолетах.
«В качестве последнего средства мы можем увидеть, как авиакомпании продлевают циклы владения», — сказал Санни Си, директор консалтинговой компании Oliver Wyman из Сингапура. Авиакомпании в Азии исторически планируют авиапарки примерно на 12-летние циклы, что ниже, чем в большинстве других регионов. Но во время реструктуризации, через которую перевозчики прошли за последние несколько лет, «несколько авиакомпаний расширили существующие парки и могут сделать это снова в будущем», — сказал он.
Airbus уже видит, что авиакомпании неохотно размещают новые заказы на реактивные самолеты, учитывая, что у него есть отставание в более чем 6100 самолетов для семейства A320neo, на заполнение которого потребуется восемь лет. Хотя компания давно рекламировала свой план по увеличению производства до 75 самолетов A320 в месяц, теперь она отодвинула эту цель на середину десятилетия.
Инвесторы в Boeing, который в этом году объявил о примерно 850 крупных заказах, включая сделку United Airlines, заключенную в середине декабря, тем временем обеспокоены медленным прогрессом американского авиастроителя в устранении проблем в цепочке поставок и ускорении работ на своих заводах, сказал аналитик RBC Кен Герберт.
Единственным светлым пятном является то, что сотрудники, работающие в этом секторе, скорее всего, не будут уволены в ближайшее время.