Эксперт: в масонстве религиозный и мистический элемент практически исчез
Религиозный и мистический элемент практически отсутствует в современном масонстве, сообщил заместитель заведующего кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Владимир Винокуров. 24 июня беседу с ним в связи с 305-летием учреждения Великой ложи вольных каменщиков опубликовало РИА Новости.
«Произошла секуляризация этого общества. Мистическая составляющая не сохранилась: ритуалы сохранились, обряды сохранились, организация сохранилась. Может быть, сохранилась претензия на тайну, эзотерику, оккультизм», — сказал он.
Винокуров отметил, что масонские движения могли сохранить также «момент посвящения, момент инициации».
Однако, считает религиовед, люди, занятые стяжанием метафизических смыслов, оказавшиеся в масонских организациях, не находя их там, уходят в другие эзотерические течения. В качестве иллюстрации данного тезиса он назвал Артура Эдварда Уэйта (британский мистик XIX–XX века) и Густава Майринка (австрийский эзотерик XIX–XX века), ставших в течении жизни членами многих лож.
Винокуров отметил, что доступность информации в виде задокументированной практики масонских образований не позволяет отличить «истину от лжи».
Таким образом, по факту деятельности, считает исследователь, масонство эволюционировало к формату мировоззренческого клуба, организации с лозунгом «Братья, ко мне!», дающим члену ложи ресурс и возможность отмобилизовывать для решения своих проблем группу, предоставляющим интеграцию, социальную и финансовую помощь.
Мифы, которые, некогда были положены в основание, эволюционировали в легенды, заключил эксперт.
Согласно сведениям Большой российской энциклопедии, в начале XXI века масонами себя самоименуют около 30 тысяч организаций, в деятельности которых разное участие принимает от трех-пяти до девяти-десяти миллионов членов.