Технологии не готовы к цифровизации массового образования — мнение
Технологических возможностей для полноценного автоматизированного обучения детей в обозримой перспективе не предвидится, считает обозреватель ИА Красная Весна Павел Колганов.
В России активно внедряется так называемая «цифровизация образования». С 1 сентября 2020 года в 14 регионах РФ начат эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды» (ЦОС) в школы.
Под непосредственно образованием в цифровой системе подразумевается набор лекций, удаленных семинаров и материалов, транслируемых детям посредством видео или иной связи.
«Авторы концепции ЦОС заявляют, что внедрение среды не подразумевает полный переход на удаленное образование, однако именно к этому и приведет внедрение. Цифровая передача знаний не может заменить работу учителя с учеником, она оправдана лишь экономически, поскольку такая система позволяет производить почти бесконечное горизонтальное масштабирование (один раз созданный материал может быть передан сколь угодно большому числу слушателей — прим. ИА Красная Весна). Экономическая оптимизация, к сожалению, сочетается сегодня с отсутствием на государственном уровне концепции воспитания творческого человека. Это сочетание и будет подталкивать к полному переходу на цифру», — считает обозреватель.
«Автоматизация учета и документооборота, при этом, имеет смысл, поскольку сводится в подавляющем большинстве случаев к конечному набору операций и может освободить работников системы образования от рутины», — добавил он.
Колганов заявил, что обучение и воспитание детей в школах — задачи, не сводящиеся к передаче знаний. У ребенка необходимо развить систему мотивации, заинтересовать получением знаний. Кроме того, хорошая школа не может не заниматься воспитанием. Ко всему этому современные и разрабатываемые электронные системы не готовы. Вероятно, и не будут готовы вообще, считает он.
«Дистанционные курсы хороши для взрослых людей с уже сформировавшейся системой мотивации, которым необходимо освоить новый навык, либо они интересуется темой. Для детей такой подход не годится, заинтересовать их сможет только увлеченный предметом и преподавательской деятельностью человек», — заявил обозреватель.
Популярные сегодня системы искусственного интеллекта (ИИ) также ничего не могут противопоставить человеку. Теории и концепции сильного ИИ на данный момент не создано, все новые исследования проводятся в области «слабого ИИ». Такие инструменты могут работать с гибким анализом данных, но не взращивать человека, добавил он.
«С другой стороны, технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) могут служить для некоторых ярких пояснений процессов и явлений. Но такие технологии должны применяться аккуратно, в сопровождении учителя и так, чтобы не помешать развитию образного мышления ребенка», — заявил Колганов.
Читайте также: Цифровизация образования ведет к дебилизации населения — мнение