Историк сравнил установку памятника Врангелю с пропагандой антиценностей
Пропаганда антиидеалов и антиценностей за счет увековечивания коллаборационистов и пособников фашистов недопустима. Такое мнение высказал доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления РАНХиГС Сергей Кислицын 2 декабря на круглом столе по теме «На каких примерах воспитывать подрастающее поколение?» на площадке Центра истинных ценностей в Ростове-на-Дону.
Поводом для проведения круглого стола послужила установка памятника барону Врангелю в Ростове-на-Дону на территории 2-го Донского кадетского корпуса при ДГТУ.
Обсуждая Врангеля, как неподобающий пример для героизации, Кислицын напомнил, чем руководствовались такого рода исторические деятели. Например, Петр Краснов был не просто коллаборационистом, а идеологом казачьего фашизма. А казачья эмиграция в подавляющем большинстве встала на сторону фашистской Германии.
Историк привел один из текстов Краснова, в котором тот говорит о признании казачества со стороны фашистской Германии, призывает казаков учить молодежь, чтобы они были «горды казачьим именем, ныне признанным Великой Германией Адольфа Хитлера», а также предвосхищает победу Германии над коммунизмом, после которой будет «свободное казачество под защитой Германии Адольфа Хитлера».
«То есть это не просто коллаборационист, человек сотрудничающий. Он стал идеологом казачьего фашизма, целого направления идеолог. И вот, племянник, все они стали коллаборантами, все они сотрудничали с фашистским рейхом», — отметил Кислицын.
В то же время, отмечает историк, было много примеров антибольшевистских сил, не опустившихся до сотрудничества с фашистами. «Например, Деникин, в отличие от Краснова, будучи ярым антибольшевиком, не встал на сторону Германии, как они ему ни предлагали. Но таких, как Деникин, оказалось очень мало. Казачья эмиграция в основном, по моим подсчетам, процентов на 80, может, даже и больше, точно трудно сказать, оказалась, встала на сторону фашистской Германии», — сказал он.
Кислицын рассказал, что в настоящее время публикуются книги, «в которых расписывают казачью эмиграцию как символ свободы, символ доблести, символ верности, православия и так далее», при этом не упоминается вопрос о том, на чьей стороне сражались эти казаки.
В качестве примера эксперт привел книгу известного профессора Смирнова Владислава Вячеславовича, написавшего восхищенную биографию скульптора Сергея Королькова, автора известных иллюстраций к «Тихому Дону». Горельефы Королькова также есть на здании ростовского Театра имени Горького.
«То есть он талантливый человек. Но он встал на сторону фашистской Германии. Ушел с немцами в эмиграцию, потом попал в Америку и там оставался совершенно ярым антисоветчиком и русофобом. Я не буду цитировать, Корольков всячески поливает грязью свою бывшую родину. И вот уважаемый профессор взял и написал такую книгу. Зачем? Почему? Зачем надо было? Что, больше не о чем писать?» — сказал Кислицын.
Также историк напомнил о книге «Люди донской земли», в которой тоже была описана биография Королькова. «Мне пришлось много потрудиться, убеждать, что его нужно убрать оттуда, что он не герой нашего времени. Я добился своего, хотя, повторяю, потратил массу времени для разговоров на эту тему с вышестоящими начальниками. То есть это пропагандировать — антиценности, антиидеалы — недопустимо», — заключил эксперт.
Напомним, бюст барона Петра Врангеля установили на территории 2-го Донского кадетского корпуса 7 ноября 2023 года. Это событие вызвало широкий общественный резонанс и протесты. Около Донского государственного технического университета (ДГТУ), в структуру которого входит кадетский корпус, проходили пикеты с требованием убрать бюст.
15 ноября Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) выступила с открытым обращением о недопустимости установки памятника Врангелю на территории учебного учреждения.
В РВС напомнили, что Врангель сотрудничал с организаторами интервенции в Советскую Россию (Францией, Великобританией), а также вел переговоры с различными украинскими националистическими силами. Общественники считают, что памятник Врангелю вносит раскол в общество, а это особенно недопустимо в условиях специальной военной операции.
17 ноября стало известно, что памятник Врангелю закрыли транспортировочным каркасом и замотали пленкой. 29 ноября бюст был демонтирован, его дальнейшая судьба неизвестна.