Бедность и недостаток общения с начальством ведут японцев к трезвости — JT

Социально-экономические причины снижения потребления алкоголя среди молодых японцев проанализировал 21 марта обозреватель The Japan Times Марк Шрейбер.

Журналист собрал данные ряда маркетологических и социологических исследований по теме снижения потребления алкоголя в Японии и мире и опросил экспертов.

По данным киотского ликероводочного завода Suntory Holdings от 2019 года, рынок безалкогольных и слабоалкогольных напитков, таких как пиво и «чухай» (коктейли из смеси зернового алкоголя и газировок крепостью 5-8%), вырос в четыре раза за предыдущее десятилетие до 22,65 миллиона ящиков. Suntory Holdings делает вывод, что японцам безалкогольные напитки нравятся больше алкогольных.

Что эта тенденция не является сугубо внутрияпонской показывают данные обследований состояния здоровья в Англии, в соответствии с которыми употребление алкоголя сильно отличается в зависимости от поколения, при этом каждое следующее поколение пьет менее регулярно, чем предыдущее.

Согласно двум исследованиям, проведенным Парижской исследовательской организацией Ipsos в 2017 году, миллениалы (поколение родившихся между 1981 и 2000 годами) из 27 стран Северной Америки, Европы, Азии и Океании, во-первых, «избегают алкоголя на беспрецедентном уровне», а во-вторых, японцы менее других наций склонны считать, что через 10 лет повысится потребление или расширится ассортимент алкогольных напитков.

«Объяснения этого начинаются с того, что кто-то заботится о своем здоровье, кто-то слишком беден, чтобы тратить деньги в пабе, доходя до того, что кто-то просто „скучный“», — отмечается в исследовании про алкогольные привычки миллениалов.

2016 году министерством здравоохранения, социального обеспечения и труда Японии провело опрос о потреблении алкоголя, который показал, что больше всего потребляют алкоголя мужчины в возрасте от 50 до 59 лет, из которых 46,1% заявили, что они пьют регулярно. Этот процент снижается с возрастом: в группе 40-49 лет таких 37,9%, в группе 30-39 лет — и 29,0%. Среди людей в возрасте от 20 до 29 лет только 10,9% заявили, что регулярно употребляют алкоголь.

Профессор Университета Васэда Кендзи Хасимото видит причину снижения потребления алкоголя в том, что в компаниях стало больше сотрудников, занятых на непостоянной основе или неполный рабочий день и получающих более низкую зарплату. Плюс они меньше общаются со своими руководителями, традиция выпивать с которыми называется в Японии «номиникацией» (от яп. nomu — «пить» плюс «коммуникация»).

Согласно статистике труда, этот «низший класс» работников в 2015 году насчитывал в Японии 9,29 млн человек, или примерно один взрослый работник из трех.

Одновременно растет потребление алкоголя среди японцев от 70 и старше, отмечает Уильям Холл, президент компании Ipsos Healthcare Japan Ltd. Он объясняет это тем, что пожилые люди часто проводят дни в караоке-барах и других подобных местах, где могут купить дешевый алкоголь и коктейли или бутылку, которую можно, не допив, оставить в заведении за собой на следующий день.

«Таким образом, они могут наслаждаться братскими отношениями со своими друзьями, даже живя на пенсию»,  — объясняет этот социальный феномен Холл.

Напомним, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в России с 2007 года снижалось потребление алкоголя и динамика снижения была самой высокой, так что в 2018 году вышла за пределы первой десятки самых пьющих стран. В 2019 году она снова стала 10-й, в том числе, по данным Росалкогольрегулирования, в 31 регионе росло потребление водки.