Историк рассказал о «группе „Я“» советского разведчика Серебрянского
Историю работы уникальной «группы „Я“», созданной советским разведчиком Яковом Серебрянским, рассказал историк спецслужб Иосиф Линдер 29 ноября в интервью РИА Новости.
Легендарный советский разведчик Яков Серебрянский известен как уникальный профессионал разведки, который основал ряд разведывательно-диверсионных групп внешней разведки, действовавших долгое время за рубежом с 20-х годов прошлого века и до конца Великой Отечественной войны. 29 ноября исполняется 130 лет со дня его рождения.
«То, что сделал Яков Исаакович, было совершенно уникально. Поистине гениальных людей в истории спецслужб нашей страны было не так уж и мало, но даже среди них фигура Серебрянского стоит особняком», — рассказал Линдер.
В молодости Серебрянский состоял в партии социалистов-революционеров (эсеров). Методы организации подпольной работы партии он применил в дальнейшем в организации работы спецслужб. Разведчик обогатил эту работу «совершенно новыми, оригинальными и притом тотальными по своей глубине методами, в том числе в системе структурной организации».
По словам Линдера, в 1924 году было создано 24 уникальные спецслужбы, находящиеся в структуре Коминтерна. Из них широкую известность получили только две — ВЧК-ОГПУ и Разведывательное управление Красной армии.
В 1934 году Серебрянский возглавил Спецгруппу особого назначения при НКВД СССР. Она вошла в историю отечественной разведки под названием «Группа „Я“», или «Группа Яши». «Это по сути была спецслужба, „спрятанная“ в другой спецслужбе как матрешка», — утверждает Линдер.
Эта группа была «особой спецслужбой, которая с нелегальных позиций вела за рубежом разведывательно-диверсионную, аналитическую и другую важную секретную работу с очень сильным разведывательным уклоном», добавляет историк. Она была рассчитана на работу в любых условиях, в том числе во время войны.
«Группа Яши» занималась всеми видами разведки, в ней работали агентурщики, вербовщики, нелегальные резиденты, боевики, специалисты научно-технической и политической разведки и другие.
«Члены группы были прекрасно образованы, великолепно подготовлены и беззаветно преданы своей стране», — подчеркивает Линдер.
У группы Якова Серебрянского была фактически «микроакадемия» разведки — самостоятельная школа, воспитавшая немало советских разведчиков.
«Эффективность работы «группы «Я» была очень высока», — отмечает Линдер.
Материалы, связанные с работой этой группы, по мнению историка, до конца никогда не будут рассекречены, слишком велико их значение. Из числа сотрудников «группы „Я“» можно назвать лишь нескольких легендарных советских разведчиков-нелегалов. Это Вильям Фишер (Рудольф Абель), Наум Эйтингон, Константин Квашнин, остальные остаются вследствии грифа секретности пока неизвестными.
«Уникальность личности Якова Серебрянского — в ее неповторимой комплексности. Совершенно уникальна человеческая судьба этого человека, уникален его профессиональный подход к решению широкого ряда служебных задач. Яков Исакович Серебрянский очень многое делал на дальнюю перспективу», — подчеркивает Линдер.
Имя Якова Серебрянского увековечено на Мемориальной доске Зала истории Службы внешней разведки России.