МИД РФ: Япония должна признать суверенитет России над южными Курилами

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Япония
Япония

Мирный договор между Москвой и Токио возможен только при полном признании Страной восходящего солнца итогов Второй мировой войны, заявил заместитель главы МИД РФ Игорь Моргулов 9 января во время встречи с японским послом, говорится в сообщении на сайте Министерства.

Посол Японии был специально приглашен в МИД РФ для получения разъяснений позиции РФ по вопросу мирного договора между странами. Ему сообщили, что участившиеся заявления японских властей по данному вопросу грубо искажают содержание договоренностей, достигнутых президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ. В частности, к подобным высказываниям относятся заявление об «отказе от требования выплаты Россией компенсаций» в пользу Японии и заявление японского премьер-министра о том, что 2019 год станет поворотным в вопросе о мирном договоре.

Послу было указано, что Москва расценивает подобные высказывания как нагнетание напряжения и попытку навязать России токийский сценарий решения вопроса.

Представитель МИДа заявил, что мирный договор между Россией и Японией должен «основываться на безусловном признании Токио итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая суверенитет Российской Федерации над южными Курильскими островами». Также необходимым условием подписания договора является его поддержка народами двух стран.

Напомним, что в ноябре прошлого года президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились об ускорении переговоров по мирному договору между странами. В качестве основы для его подписания должна выступать декларация от 19 октября 1956 года, согласно которой разрешение территориальных претензий может происходить только после подписания договора.

Комментарий редакции

Дипломатический язык не всегда оказывается исчерпывающим. Вероятно, требование «признать суверенитет РФ над Курилами» кажется японским властям и обществу слишком мягким, слишком дипломатичным, и потому оставляет у них надежду на перелом ситуации в свою пользу.

В этом случае помогло бы предельное конкретное заявление, в котором Россия прямо скажет: _«Курилы — наши, и мы вам их не отдадим. Да, Абэ поклялся могилой отца, мы уважаем ваши традиции, но вы можете всей страной клясться на любых могилах или в вашем храме, где до сих пор почитаются „души“ военных преступников — это ничего не изменит, мы не отдадим вам Курилы, они всегда останутся российскими».

Интересно, что эти переговоры с Абэ дали бы руководству России шанс обрести лицо, потерянное в катастрофе развала СССР. Загвоздка в том, что такой подход к переговорам никак не вяжется со стремлением стать частью Запада.

Невозможно стремиться на Запад — и вот так грубо отказать его союзнику. Невозможно еще и потому, что Япония — как справедливо заметил главный научный сотрудник института США и Канады РАН Владимир Васильев- действует с позиции силы, считая себя победительницей в Холодной войне. И заставить ее думать иначе — значит, заявить, что Россия тогда не проиграла, а значит — мы чтим СССР, а значит — все усилия по десоветизации идут прахом.