В Петербурге опубликовали блокадную хронику системы образования Ленинграда

Изображение: gov.spb.ru
Памятник Блокадному учителю в Санкт-Петербурге
Памятник Блокадному учителю в Санкт-Петербурге

В первый год блокады в Ленинграде работали 39 школ из 571 учреждения, но затем их число увеличилось, сообщает пресс-служба правительства Санкт-Петербурга 31 января на официальном интернет-портале.

Отмечается, что фашисты рассматривали образовательные учреждения как военные объекты и наносили их на карты с рекомендациями по обстрелу. В результате артобстрелов и бомбежек за время блокады было разрушено 22 школьных здания, нанесен тяжелый ущерб 393 школам.

Например, школа № 105 значилась на карте как объект № 736, по которому рекомендовалось стрелять осколочно-фугасными снарядами. Дворец пионеров (Аничков дворец) был обозначен как объект № 192, подлежащий обстрелу фугасно-зажигательными снарядами.

Пример динамики восстановления регулярной работы школ демонстрирует, как креп дух ленинградцев и росла их уверенность в победе. В 1941/1942 учебном году в 39 школах работали 537 учителей, в 1942/1943 учебном году работали уже 1477 учителей в 91 школе, в 1943/1944 — 2252 учителей в 120 школах. После снятия блокады в 1944/1945 учебном году уже работали 4866 учителей в 298 школах, а в 1945/1946 — 8299 учителей в 309 школах.

В условиях блокады были свои особенности работы педагогов. Как правило, учителю приходилось готовить два плана урока: один — для работы в нормальных условиях, другой — на случай артобстрела или бомбежки. Учителям было необходимо возвратить учеников в школу и обеспечить освоение программы в условиях, когда у многих детей на фоне физического истощения и потери близких пропадала мотивация к обучению.

«Чем труднее жизнь наших учащихся, тем лучше должны быть наши уроки. В наши дни в нашем городе духовная пища должна быть первосортной», — приводит пресс-служба слова учительницы М. П. Ивашкевич.

Блокадная педагогика приобретала иногда опережающий характер. Так, с весны 1942 года ленинградская школа во многих случаях становилась школой продленного дня, предварив появление такой формы образования на рубеже 1950–1960 годов. При дефиците ресурсов педагоги вынуждены были постоянно импровизировать и создавать необходимые пособия из подручного материала, находить новые методики.

«Неслучайно лучшие методические пособия, учебники, детские научно-популярные книги, созданные ленинградскими педагогами в период блокады, неоднократно переиздавались после окончания войны», — сказано в сообщении.

Пресс-служба отмечает, что помимо преподавания, учителя рыли окопы, работали на эвакопунктах, в госпиталях, в детских приемниках. Они заготавливали дрова, участвовали в сборе теплых вещей для красноармейцев, вели агитационную пропаганду, обходили дома для выявления детей, оставшихся без родителей. Например, учительница истории Александра Николаевна Миронова за два с половиной месяца перенесла и перевезла на санках в детский дом около ста сорока разысканных ею безнадзорных детей.

По инициативе Надежды Васильевны Строгановой на месте разрушенной бомбежкой школы № 161 на 6-й Советской улице, где она преподавала, была установлена мемориальная доска в память об учителях, работавших в годы блокады. А в Соляном переулке напротив Музея блокады и обороны Ленинграда городские власти открыли памятник Блокадному Учителю.